Введите свой e-mail

Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

  • Вход

    Введите свой e-mail

    Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

История изобретения

Фейерверк

Да, фейерверк по праву может считаться самым ярким изобретением. Он не перевернул мир – он сделал его прекраснее. Небо взрывается яркими огнями, шарами, цветами, звезды падают и летят прямо на наблюдающих за этим потрясающим зрелищем… Расцвеченный огнями, играющий переливами небосвод в эти минуты показывает нам, как прекрасна Вселенная где-то там, в космосе, с ее звездами и взрывами, туманностями и астероидами. Поистине великолепная картина, созданная руками человека.

fireworkСлово «фейерверк» имеет немецкие корни: от “das Feuer” – «огонь», ”das Werk” – «дело», «огнедействие». Но пришел он в современный мир совсем не из Германии.

Огонь был «в почете» у многих древних народов и использовался на праздниках. Сначала украшение праздников огнем было примитивным: разводили костры, использовали маленькие огоньки, создавая подобие иллюминации. В Древней Греции и Риме был праздник Лампадарио, на котором чествовали богиню Минерву и бога Вулкана. А поблагодарить Прометея, по преданию, давшего человечеству огонь, было просто необходимо! Поэтому греки и римляне в этот праздник сжигали огромное количество светильников и надеялись на милость богов. Подобный праздник под названием «светильники» был и у египтян.

Древний Китай – родина фейерверков. Ученые считают, что именно китайцы времен династии Хань (206 – 220 гг. до н. э.) впервые заметили странное свойство бамбука: подожженный, он начинал потрескивать, а затем громко взрывался. Этот взрыв устрашающе воздействовал на суеверных китайцев, поэтому последние решили использовать его для защиты от темных сил: считалось, что злые духи тоже боятся громких звуков, значит, таким образом их можно отпугнуть… Так горящий бамбук стал обязательной частью важных событий в Китае: свадеб, похорон, религиозных обрядов.

Добавить порох

Горящий бамбук был только предтечей современного фейерверка, который смог полноценно «народиться» на свет только с изобретением пороха. Хотя есть в китайской культуре несколько легенд, связанных с фейерверком. Одна из них гласит, что он был изобретен случайно одним из поваров китайской армии, который смешал селитру, серу и древесный уголь, а затем случайно уронил смесь в огонь. Пламя окрасилось в яркие цвета, которые, как ни странно, повара не испугали, а подвигли на эксперименты: он решил начинить смесью бамбук и поджечь его. Взрыв был устрашающим. Смесь из трех ингредиентов назвали «Хо Яо» («химический пожар»), и именно она, по преданию, явилась основой первого фейерверка.

Предание преданием, а все-таки великое изобретение китайских алхимиков порох дало жизнь фейерверку. Принято считать, что порох был изобретен во времена династий Суи и Танг (581 – 907 годы). Новая смесь открыла перед экспериментаторами новые возможности. И новаторы не преминули ими воспользоваться: они начинили бамбук порохом и подожгли его. Мы можем только догадываться, какой огромной впечатляющей силой обладали экспериментальные взрывы! Рационализаторы оценили способности пороха по достоинству и решили, что бамбук – не совсем подходящий материал для устройства шоу, поэтому заменили его трубками из бумаги и дополнили тканевыми фитилями.

Для войны и развлечений

Пытливые умом китайцы к ХIII веку разработали новый вариант светового представления. «Земляная крыса» - такое непоэтическое название носила модификация. И немудрено: ее предполагалось использовать в военных целях.

Конструкция была проста: один конец трубки фейерверка поджигался, а второй оставался открытым. В результате нововведения взрыва не получалось, зато выходящий из открытого конца газ толкал конструкцию, заставляя ее двигаться по земле с безумными маневрами. Армия противника приходила в замешательство; лошади пугались, сбрасывали всадников, поворачивали назад, а китайцы шли в атаку.

«Земляная крыса» стала не только достоянием военных, но и простого люда. В «крысу» поместили заряд взрывчатого вещества, направили вверх, добавили огня и… о, чудо! Фейерверк покорил небо!

Итальянская роскошь

Долгое время фейерверк радовал своим великолепием только жителей Азии. Но в 1292 году из путешествия по Востоку вернулся в Италию небезызвестный Марко Поло. Помимо ярких впечатлений и наблюдений, итальянец привез на родину секрет фейерверка. Можно сказать, что именно с его почина фейерверк начал свое триумфальное шествие по миру.

Горячие итальянцы проявили интерес к новинке. Они не только заимствовали у китайцев технологию запуска фейерверка в воздух, но и привнесли новые технологии. В частности, в результате экспериментов с взрывчатыми смесями итальянцы получили множество новых видов фейерверочного взрыва – «фонтан», «вертушка», «конус», «колесо», «римская свеча» и такой привычный для нас «бенгальский огонь». Искусство фейерверка стало для Италии настолько значимым, что «повелители огня» даже устраивали соревнования на самое красочное шоу. В XIV – XV веках итальянские мастера считались лучшими среди устроителей огненного зрелища.

Особенно красивой фигурой фейерверочного искусства периода 1500 – 1700 годов был «дракон». Он представлял собой каркас из дерева, покрытый папье-маше и набитый зарядами. Когда заряды поджигали, создавалась иллюзия огненного дыхания чудовища. Часто двух драконов ставили друг пред другом и веселили народ своеобразной «битвой» мифических существ.

Конечно, производство фейерверков не было дешевым, поэтому баловали народ подобными развлечениями нечасто. Фейерверки запускали в воздух только по особым случаям: коронация царствующих особ, их дни рождения и большие религиозные праздники.

Короли и шутихи

От Италии потянулись огненные нити по всей Европе. Фейерверк быстро завоевал популярность среди знатных особ, которые показывали свое богатство и власть, устраивая на праздники грандиозные шоу. В Англии достижения пиротехнического искусства были впервые продемонстрированы в 1486 году в честь женитьбы короля Генриха VII. А Елизавета I была настолько очарована разлетающимися огнями, что во времена своего правления ввела новый титул – «Повелитель Огня Англии», которым награждали отличившихся пиротехников.

В Россию огненное искусство пришло раньше, вместе с использованием пороха для артиллерийских орудий – в конце XIV века. При Иване Грозном существовала должность «порохового заведующего», который отвечал и за фейерверки. Позже царь Михаил Федорович (1596 – 1645 гг.) учредил Потешную палату, заседатели которой отвечали и за организацию «огненных потех». Расцвет искусства фейерверка в России пришелся на время правления Петра I. Вернее, не столько пришелся, сколько пришел вместе с царем.

При Петре I огненные потехи стали делом государственной важности. Есть мнение, что ни до, ни после Петра фейерверочное искусство в России не переживало подобного взлета. Например, известно, что именно Петр I «закатил» самый яркий фейерверк, который продолжался целую неделю (поводом стало наступление нового века). В 1680 году в Москве было учреждено специальное ракетное заведение, а для устройства красочного зрелища при российском дворе не единожды привлекались иностранные мастера.

Работа специального ракетного заведения позволила усовершенствовать качество и состав фейерверочных зарядов. Теперь при изготовлении праздничных изделий стали использовать искристые, искристо-форсовые, серные, селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Производство фейерверков в России в петровское время было значительным по своим масштабам, и такую потеху могли позволить себе не только царские особы, но и просто зажиточные люди – знать, купцы, дворяне, служилые.

Искусство химии

Фейерверк стал неотъемлемой частью любого торжества. В начале XIX века при запуске фейерверков стали использовать ракеты с парашютом и боевые ракеты. Оба новшества сыграли на усиление зрелищности взрывов: во-первых, теперь огни дольше находились в воздухе, во-вторых, боевые ракеты дали возможность сделать огни мощнее за счет увеличения начинки.
Между прочим, вплоть до 1830 года огни фейерверка не могли похвастать цветовой гаммой – они были только белыми и оранжевыми. Открытие бертолетовой соли в корне поменяло ситуацию.

Итальянские мастера фейерверков выяснили, что ее соединение с солями металлов окрашивают пламя в разные цвета: селен – в голубой, натрий – в желтый, калий дает фиолетовый цвет, а магний горит в чистом виде, и его используют при запуске фейерверочных ракет.

Вчера и сегодня

Во второй половине XIX века количество фабрик, занимавшихся производством фейерверков, резко возросло. Это было связано с тем, что красочные снопы огня в небе завоевали популярность, спрос на фейерверки был массовым, и его нужно было удовлетворить. Уже в начале ХХ века небольшие огненные представления не были редкостью и устраивались как организациями, так и частным лицами.

firework

Первый военный салют в СССР был дан 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения  Красной Армией Орла и Белгорода. Потом это стало традицией – отмечать победы салютами. И, конечно, самый большой из них был дан 9 мая 1945 года.

Самым крупным изготовителем пиротехники на сегодняшний день является Китай. Производители постоянно работают над улучшением составов, разработкой новых конструкций и улучшениями зрелищного эффекта и обмениваются опытом. Что ж, скажем им «спасибо» за маленькое чудо в небе и… ждем новогоднего представления!

Обыкновенная История - Фейерверк

Комментарии (3)

  1. !!!!! 29 января 2015, 09:15(Комментарий был изменён) #
    когда китайцы изобрели фейерверк, Около?
    1. Name 15 марта 2016, 18:48 # 1
      к 13 веку
    2. Комментарий был удален.