Интернет-журнал о бизнесе
Интернет-журнал Про бизнес

История изобретения

Жвачка

Кто из нас не знает этих детских слов? Те, кто не знают, наверняка знакомы с двумя блондинками во рту, которые иногда там появляются… И уж точно все помнят кота из мультика про попугая и его незабываемое: «Это ж буббл-гум!» Кто же создатель знаменитого «буббл-гума»?

Окаменевшая жвачка

Жвачка иногда заменяет нам зубную щетку с пастой. Жвачка помогает скрыть запах. Жвачка может стать мощным орудием мелкой мести.… Как много всего может сделать для нас жвачка! С такой длинной историей, как у жвачки, это и немудрено: ее прототипу 5000 (!) лет. Изучали археологи древние поселения Финляндии, и нашли кусочек смолы, затвердевший под натиском времени. Думали-думали, что это такое, и вдруг увидели отпечатки человеческих зубов. Эврика! Да это же жвачка!

На самом деле, конечно, это трудно назвать жвачкой. Древние греки и народы Ближнего Востока жевали смолу мастикового дерева, чтобы очистить зубы. Индейцы племени майя для этого использовали каучук. Можно сказать, что наши предки находили жвачке лишь практическое применение.

Первая жвачка появилась в продаже в 1848 году. Англичанин Джон Кертис начал продавать порционные кусочки смолы, обернутые бумагой (правда, в смолу был добавлен пчелиный воск). Через два года Кертис наделил жвачку запахом, добавив специи и парафин. Но это не спасало смолу от порчи – лучи солнца, жара или холод навсегда отнимали у жвачки ее товарный вид.
21 год спустя, в 1869 году, Уильям Финли Семпл проявил деловую хватку и запатентовал каучуковую жвачку. Помимо каучука, эта жвачка содержала добавки в виде древесного угля, мела и ароматизаторов. Но появление настоящей жевательной резинки связано с другим именем.

Адамс – значит первый

Томасу Адамсу обязаны мы настоящей резиновой жвачкой. Томас Адамс принес в наш мир то, что мы понимаем и представляем как жвачку. Существует две версии ее появления: одни говорят, что генерал Антонио Лопес де Санта Ана привез в Америку привычку жевать смолу саподилового дерева – чикле, и продал Адамсу какую-то часть этого натурального каучука. Адамс сначала хотел пустить чикле на резиновые изделия, игрушки, обувь, но там смола оказалась непригодной. Продажа парафиновой жвачки в аптеке натолкнула его на блестящую мысль. Он пожевал чикле, оценил свои ощущения (ему понравилось) и вместе со своим старшим сыном Томом решил продавать чикле как жвачку. Другая версия гласит о том, что Адамс за небольшую сумму приобрел тонну каучука, но применения ему не нашел. Тогда Адамс решил поставить опыт: сварил кусочек каучука и разделил его на порции. Результат: хотя резинка не имела вкуса, продажи первой резиновой жвачки «Adams New York № 1» были хорошими.

Жвачка«Black Jack» - так называлась первая жвачка со вкусом. Появилась она в 1884 году стараниями того же Адамса. Помимо лакричного вкуса, жвачке придали форму карандашика. «Black Jack», однако, имел и недостатки, и одним из них была нестойкость вкуса. Проблему решил сахар и кукурузный сироп. В 1970-ых «Black Jack» сняли с производства, но в 1986 году этот сорт снова появился на прилавках.

Появилась жвачка «Adams New York № 2», отличавшаяся от первой только большей упаковкой. А название первой фруктовой жвачки (хотя появилась она еще в позапрошлом веке) знакомо нам не понаслышке – «Tutti Frutti». Между прочим, «Tutti Frutti» была первой жвачкой, которую стали продавать через автоматы в нью-йоркском метро.

Сын хозяина фабрики по производству мыла Уильям Ригли усовершенствовал техническую сторону процесса и стал выпускать небезызвестную сегодня «Wrigley`s Spearmint». Это было в 1892 году, а уже через год мир увидел и «Wrigley`s Juicy Fruit». Эти сорта по сей день находятся на вершине продаж. Секрет успеха Ригли заключался в дополнительных компонентах: сахарная пудра, мята, фруктовые добавки. А еще Ригли сделал жвачку такой, какой мы привыкли ее видеть: в форме пластинки, палочки и шарика.

Близится эра новых шаров… и вкладышей

Жевательная резинка того времени не была такой упругой, не растягивалась, имела один цвет – белый, и не надувалась. Удовольствия от ее жевания, должно быть, было немного. Над проблемой надувания работал Фрэнк Флиер, имевший свою компанию «Fleer Companу». Флиер начал использовать синтетические вещества, и это помогло приблизить эру жевательных резиновых шаров. Любимая нами синтетика позволила надувать пузыри, а жвачка, способная на это, получила название «Blibber-Blubber». 1906 год – год рождения резиновых пузырей…

Резиновые пузыри оказались коварны. Их липкость была настолько высокой, что отодрать резинку с лица или губ было очень затруднительно, поэтому  «Blibber-Blubber» особенного успеха у покупателей не имела.

Проблема излишней липкости была решена через 15 лет неким Уолтером Даймером, причем совершенно случайно. Бухгалтер «Fleer Corporation» развлекался смешиванием разных ингредиентов в домашней лаборатории, результаты своих трудов клал в рот и пробовал жевать. И вот однажды – та-ра-ра-рам! – получил жевательную резинку, которая не прилипала, не портилась на воздухе и надувалась. Надувающуюся разновидность жвачки назвали «баббл гам» (bubble gum). Теперь основные проблемы были решены, дело оставалось за малым – придать новый вкус и цвет.

Ароматизаторы перечной мяты, корицы, ванили решили первую задачу. А цвет, как и появление жвачки, определился волей случая: на фабрике был в наличии только розовый пищевой краситель…

Стоит ли говорить, что возможность надувания «беспроблемных» пузырей вызвала ажиотаж у покупателей. Однако новая продукция bubble gumпотребовала от покупателей и новых умений – умений надувать пузыри. Тогда этим вопросом занялся сам Уолтер Даймер, уже ставший вице-президентом компании. Он предложил учить продавцов, чтобы продавцы учили покупателей.

Мало кто знает, но вкладыши в жевательной резинке сначала продавались с… сигаретами. Но вот наступили 1930-ые, и Уильям Ригли (честь ему и хвала!) придумал новый маркетинговый ход: изображения бейсболистов и героев комиксов «перекочевали» в упаковку жвачки. Тираж картинок был небольшим, поэтому за ними стали охотиться появившиеся коллекционеры. Бум такого собирательства пришелся на 1980-90-ые годы.

Жуем в подполье

Интересно, что распространению мятной жвачки в Америке способствовало правительство, а точнее - введенный им в 1920-ых годах «сухой закон». Даже бутлегеры продавали своим клиентам жевательную резинку, чтобы те, если не дай бог задержат полицейские, не могли дать последним основания для ареста или наказания.

1980-ые годы ознаменовались ликованием стоматологов: в жвачку перестали добавлять разрушающий сахар, используя вместо него заменитель. Вообще дантисты с самого начала повального жевания выдвигали самые разные идеи относительно вреда резинки. Среди самых забавных можно выделить мифы о том, что  жвачка может склеить челюсти, склеить внутренние органы (!) и ее невозможно очистить с помощью зубной щетки с брекетов и скобок, поэтому несчастным, имеющим во рту такую конструкцию, жевать категорически запрещается.

В Сингапуре жвачка 12 лет находилась под государственным запретом, который ввел премьер-министр Го Чок Тонг, объяснив эту меру заботой о чистоте городов. Наказанием за подпольное распространение жвачки в лучшем случае был большой штраф, в худшем – тюремное заключение до двух лет. Даже сейчас в этой стране можно купить только антиникотиновую жвачку.

Комментарии (0)

    Реклама

    История изобретения