Интернет-журнал о бизнесе
Интернет-журнал Про бизнес

Великие предприниматели

Фред Смит

«Если бы Фред Смит собрал все 13000 служащих «Федерал Экспресс» на мосту «Хернандо де Сото» в Мемфисе и сказал: «Прыгайте!», - 99,9 % прыгнули бы в быстрые воды Миссисипи. Вот как они верили в этого человека», - сказал как-то о нем Хейнц Адам - менеджер отдела по работе с клиентами «Федерал Экспресс».

Личности, обладающие харизмой, всегда точно знают цель, к которой они стремятся, способны заставить других поверить в их мечту и последовать за ними. Точка зрения руководителя, обладающего харизмой, становится точкой зрения служащих. Дальновидный инноватор Фред Смит был настолько уверен в себе, что служащие не сомневались в его непобедимости. Служащие боготворили его, потому что он сам много работал, верил в мечту и мог рисковать всем ради ее осуществления.

Фред СмитФред Смит родился 11 августа 1944  года в Марксе, пригороде Мемфиса,  на Миссисипи. Отец Фреда умер, когда мальчику было четыре года. Его отец сколотил состояние тяжелым трудом, обладал уникальным даром и силой духа. Он был  основателем  автобусных линий «Дикси Грейхаунд» и сети ресторанов под названием «Тоддл Хаус»  («Дом для бродяг»). Смит знал, что в 21 год унаследует миллионы, однако деньги никогда не тормозили его стремления к личному успеху.

Смит страдал врожденным  заболеванием, называемым  болезнью Кальва-Пертиса. Эта болезнь сковывала движения его бедер. Он  вынужден  был  ходить, опираясь на костыли,  большую  часть  своей  юности.  Его мать с максимальной деликатностью оберегала его от чувства ущербности, воспитывала в нем чувство самоуважения. Именно поэтому Фред избежал психологических травм. В подготовительной школе он играл в футбол и баскетбол и был провозглашен «лучшим по всем  предметам» в Университетской школе  Мемфиса.

Первые вестники его будущих сверхдостижений проявились уже в раннем возрасте. В пятнадцать лет он научился летать на самолете, и его хобби стало опылять урожай с самолета. В шестнадцать лет он и двое его школьных  товарищей организовали студию звукозаписи «Ардент Рекорд Компании», которая работает до сих пор. Дело  шло прибыльно, и в тот период студия выпустила множество хитов.

Смит оставил студию для того, чтобы поступить в Йель. Здесь он мог вести образ жизни «обеспеченного студента». Однако его харизма и страсть к работе проявились еще в молодости. Он  работал  диск-жокеем  на  местных празднествах и помогал организовать  Йельский Лётный  клуб.

Сильнейшее влияние оказало на Смита письмо, написанное его отцом  незадолго до смерти. В этом письме отец высказал пожелание, чтобы Фред направил состояние в работу, а не становился одним из праздных богачей. Следуя совету отца, получив причитающееся ему наследство, Фред превратил свои деньги в начальный капитал.

В 1966 году Фред Смит окончил университет и, получив диплом экономиста, немедленно завербовался в Морские войска. Дэвид Сильвер, который брал у него интервью для издания «Предприниматели-миллионеры», пришел к выводу, что именно военные годы послужили причиной неординарного стремления Смита к инновациям. «Опыт службы во Вьетнаме научил  Смита справляться с потерями и преодолевать отчаяние», - написал он в 1983 году в своем материале.  Школа Вьетнама помогла ему изгнать большинство призраков прошлого и воспитала в нем дух риска.

Первое свое рискованное дело Фред начал после возвращения из Вьетнама. Это была компания по продаже авиамоторов, названная «Авиация Арканзаса».

«Федерал Экспресс»Смит говорил, что именно возникновение в этот период его деятельности проблемы с поставками деталей побудило его задуматься об организации предприятия, которое позже стало  именоваться «Федерал Экспресс».  «Меня приводило в бешенство то, что я не могу точно надеяться на своевременное получение грузов, доставляемых самолетами из разных концов Соединенных Штатов», - рассказывал он позже.

В начале 1970-х Смит рискнул всем своим состоянием для осуществления своей мечты - «Федерал Экспресс». «Федерал Экспресс» начала свою работу в апреле 1973 года как служба круглосуточной доставки грузов. Такое масштабное предприятие должны  были взять на себя обеспеченные финансами крупные авиакомпании,  ведущие грузовые компании или Почтовая служба Соединенных Штатов. Крупные авиакомпании были  стратегически предрасположены к воплощению новой  рыночной  услуги,  но  испугались  риска финансовых потерь. Они слишком боялись неизвестности, а Фред Смит поставил на эту идею все свое состояние. Кроме того, он рисковал своей репутацией. Об ужасных потрясениях этих лет он рассказывал так: «Никто на земле не знает, через что мне пришлось пройти в тот год (1973), и я счастлив, что смутно помню детали этих событий...».

Но Смита ничто не могло остановить. Он следовал своей мечте, первые контуры которой были отражены на страницах курсовой работы в Йеле. Его  идея была оценена  позорной категорией «С». Профессор мотивировал эту оценку стандартным набором причин: во-первых, федеральные авиалинии работают в строго определенном графике, во-вторых, само предприятие будет очень капиталоемким и, в-третьих, предприятие столкнется с конкуренцией со стороны крупных авиалиний, которые имеют все возможности для перевозки грузов на своих пассажирских маршрутах. Фред  Смит был человеком действия, и приведенные профессором доводы не впечатлили  его.

Он разработал революционную концепцию - так называемую систему  доставки «центр и лучи» (центром стал Мемфис), и с тех пор эта модель стала стандартом организационной системы любой службы доставки грузов.

Эта компания своим существованием обязана только упорству и харизме Смита. Он  провел  годы,  изучая  рынок,  вложил  150000  долларов  в профессиональные исследования для того, чтобы убедить финансовое сообщество в том, что его идея имеет хорошие  потенциальные  возможности.  Он  потратил годы на то, чтобы убедить начинающих бизнесменов принять участие  в  проекте круглосуточной доставки.

Он рискнул… и жестоко поплатился за это. До  1976  года компания не приносила доходов. Первые годы принесли много  боли  и  страха  перед нависающей каждый квартал угрозой банкротства. В этот период харизматический магнетизм Смита показал себя во всей силе. Однажды он убедил своих служащих заложить часы, для того чтобы вернуть краткосрочный заем. Экс-президент «Федерал Экспресс» Арт Басе так описывает этот период в его жизни: «Эта компания должна была обанкротиться пять или шесть раз в первые три-четыре года своего существования, но Фред Смит отказывался признать поражение. Он был очень упорный парень. Используя бычье упорство и мужество, он совершил чудо».

Когда Фред Смит организовал  службу круглосуточной доставки почтовых грузов, все говорили, что он сумасшедший: «Для такого вида услуг нет рынка. Гражданская авиаслужба никогда не одобрит этого. Ты не сможешь найти надежных поставщиков. Кроме того, если бы существовал рынок для такого вида услуг, крупные авиакомпании уже давно захватили бы его».

Фред Смит в лучших традициях истинного новаторства прислушивался только к себе. Он рисковал  всем своим состоянием ради осуществления доселе небывалой идеи, когда все  утверждали,  что  это глупо и он сошел с ума. Он никого не слушал и позже, когда едва окончилась многолетняя  борьба за «Федерал Экспресс», и в 80-х он вновь затеял рискованную  игру. «Федерал Экспресс», в конце концов, стала мощной организацией и не давала повода беспокоиться о ее благополучии. Но Смит не успокаивался. Он задумал другую крупную инновацию - «Зап-Мэйл» -  которая  в середине 80-х стоила «Федерал» 350 млн. дол.

Новаторский и предпринимательский талант Смита не вызывает сомнения,  но, как замечает он сам, цена, заплаченная за непомерный риск и  грандиозный новаторский успех, была очень большой. В интервью журналу  «Инк» в октябре 1986  года  он  говорил: «Если Вы хотите построить большую  и   успешно действующую организацию, Вы лично должны  быть готовы заплатить громадную цену. Но еще важнее, что Вы будете платить эту цену вновь и вновь на  пути к успеху - то есть, Вам лучше запастись волей».

Изобретательный и беспокойный ум Смита не успокаивался и подвиг его на приобретение в конце 1980-х авиакомпании «Флайинг Тайгер Эйрлайнс». Это, пожалуй, был его самый большой риск. Он верил, что эта последняя  инновация  сделает  «Федерал Экспресс» крупнейшей в мире компанией по перевозке грузов, а значит,  это оправданный  риск. 13 февраля 1989  у скептиков с Уолл-стрит был урожайный день, поскольку  эта 880 миллионная  сделка  увенчала  «Федерал Экспресс» долг на 1,4 миллиарда долларов. Промышленные  аналитики  задавались вопросом о здравомыслии Смита, который рискнул всем, что у него было, ради нового, трудного и спорного начинания.

Одним из аргументов, к которому они апеллировали, было то, что дух предпринимательства и атмосфера «свободы» «Федерал» находятся в полном противоречии с консервативным персоналом  «адаптеров»  фирмы  «Тайгер». Они утверждали, что объединение не сможет работать из-за различий в менталитете персонала и стиле работы двух фирм. Большинство его оппонентов говорили, что он «повесил Тигра себе на шею». Но Смит  твердо верил, что международные линии, созданные в рамках «Тайгер» за последние сорок лет, помогут «Федерал Экспресс» стать крупнейшей  транспортной  компанией  в мире. Эта глобальная инновация принесет плоды где-то к концу тысячелетия.

Несмотря на такие рискованные действия своего руководителя, его подчиненные во всем поддерживали его. В феврале 1989 года в газете «Бизнес-уик» появилась статья, содержащая цитату директора «Федерал Экспресс» Роджера Фрока о лидерских способностях Смита: «Нам необходима его  харизма, его руководство». Другие  сотрудники характеризовали Смита  как  главного вдохновителя, который   с чувством относится к своим служащим. Он почти по-отцовски  относился к своим людям. Одним из примеров  его  лояльного, покровительственного,  почти японского отношения к служащим является тот факт, что в «Федерал  Экспресс» за двадцать лет работы не было ни одного случая увольнения.  Этот успех во многом определялся корпоративной философией Фреда, девиз которой был: «Люди - Служба – Выгода». Не случайно «люди» стоят на первом  месте - это кредо харизматических лидеров.

История признала его правоту: в  1983 году «Федерал  Экспресс» совершила самый быстрый в истории бизнеса взлет к миллиардным ежегодным доходам. На сегодня «Федерал Экспресс» является самой крупной в мире компанией по срочной транспортировке грузов и с середины 1990-х  приносит годовой доход в размере 10 миллиардов долларов «Федерал Экспресс»  осуществляет связь своих клиентов с  поставщиками посредством 395 самолетов, 29000 платформ и транспортеров, 25000 пунктов пересылки и приема  грузов. Ежедневно она исполняет   297000 заказов, сопровождающихся   громадным количеством переговоров с покупателями, поставщиками и перевозчиками. Эта система ежедневно  имеет дело с более миллионом контрагентов в 119 странах.

«Федерал Экспресс» стоит в ряду крупнейших рисковых капиталовложений в истории американского бизнеса, что и сделало ее феноменом предпринимательства. В декабре 1979 года «Форчун»  назвала  ее «одним  из десяти величайших деловых триумфов семидесятых». «Федерал Экспресс» была провозглашена одной из «100 лучших  американских компаний 1985  года». В 1990 году она завоевала престижную  награду Малколма Балдриджа за качество  продукции. «Федерал Экспресс» получила эту награду первой из фирм, работающих в сфере услуг. Биографы Московиц, Леверинг и Кац отметили как-то, что «Федерал Экспресс» - «одна из величайших предпринимательских саг второй половины XX века». Трудно даже представить себе, что это гениальное инноваторство когда-то было оценено Йельским профессором как неудовлетворительное. Судьба имеет свойство испытывать людей и дарует успех только самым настойчивым - это отлично понимал Смит, и именно эта вера помогла ему добиться успеха.

Комментарии (0)

    Реклама

    Великие предприниматели