Интернет-журнал о бизнесе
Интернет-журнал Про бизнес

Великие предприниматели

Ганс Вильсдорф

Когда мы говорим о часах, первым на ум приходит определение «швейцарские», а затем — «Rolex». Создатель самого успешного и знаменитого бренда часовых механизмов не был швейцарцем по происхождению, но начинал свой путь в компании, которая занималась поставкой часов из Швейцарии в Англию. В конце концов Ганс Вильсдорф решил основать свое предприятие. И стал лучшим на этом рынке.

Часы «Rolex» закрепились в нашем сознании рядом с такими понятиями, как успешность, престижность, богатство. И немудрено: часы этой марки не по карману обычному человеку, однако это не мешает им быть всемирно известными и безумно популярными. Каждый год «Rolex» выпускает 650-800 тысяч пар часов. Это гораздо больше объемов производства любой другой марки, но спрос на часы от «Rolex» всегда превышает предложение. Как же Гансу Вильсдорфу удалось сделать «Rolex» часами для избранных, в число которых стремятся попасть все?

Потомок пивоваров

Немец Ганс Вильсдорф родился в Баварии 22 марта 1881 года. Детство будущего основателя престижной марки простым не назовешь: его родители Фердинанд и Анна Вильсдорф умерли, когда Гансу было 12 лет. Воспитанием мальчика, а также его брата и сестры занимался дядя по материнской линии. Мать Ганса была наследницей пивоваренной семьи Майзель, довольно известной в то время, однако Ганс не проявил интереса к пивному бизнесу. Дети Вильсдорфов получили хорошие деньги за продажу родового имения, однако вскоре средства были украдены. Несмотря на трудности, Гансу удалось закончить одну из лучших школ-интернатов. По окончании учебы Ганс стажировался в компании, которая занималась импортом жемчуга. В компанию, экспортирующую швейцарские часы по миру, Вильсдорфа привел школьный товарищ. Именно там Ганс проявил интерес к часовым механизмам. Со временем у него вызрела мысль о создании собственного дела по продаже часов.

В 1903 году с определенным багажом знаний за плечами и опытом Вильсдорф переехал в Лондон. Именно в этом городе он решил начать свое дело. В Англии Вильсдорф женился на англичанке и получил подданство Великобритании. И вот, в 1905 году, Вильсдорфу удалось воплотить в жизнь свои планы: совместно с братом своей жены Уильямом Девисом он основал компанию под названием «Wilsdorf&Devis».

Рискованное решение

Конечно, никаких готовых часов у Вильсдорфа сначала не было, как и не было собственного производства. Поэтому он направился в Швейцарию на поиски достойного поставщика часовых механизмов. Его выбором стала фабрика города Биль «Hermann Aegler’s Swiss», производившая механизмы с высокой точностью хода и удобные для ремонта. Выбранный Вильсдорфом механизм после долгого и тщательного тестирования получил сертификат класса А. Это означало, что часовой механизм имеет самое высокое качество и точность. Часы заключались в корпуса компании «Dennison» трех видов дизайна для каждого случая: спортивный, повседневный и официально-торжественный. После того как все моменты были улажены, Вильсдорф вернулся в Англию.
Механизмы от «Aegler» имели небольшой размер, что тоже было немаловажно для Вильсдорфа: все-таки в его планах была продажа наручных часов. Следует сказать, что тогда решиться на такой шаг мог либо очень смелый человек, либо сумасшедший. Наручные часы считались чисто женским аксессуаром и не пользовались особым уважением. Однако Вильсдорф имел на этот счет другое мнение: он считал, что в будущем наручные займут достойное место среди аксессуаров для всех. Что ж, он не прогадал...

Часы, которые посылали «Aegler», отправлялись к ювелирам, которые их украшали, и внутри корпуса ставился логотип «W&D».

Коронованное качество

Название «Rolex» появилось 2 июля 1908 года, а знаменитый логотип компании — корона — увидел свет в 1925 году. Большинство швейцарских производителей часов обычно присваивали торговой марке собственное имя, и Вильсдорф «выбился» из общей массы. Кто-то считает, что «Rolex» как название фирмы было выбрано потому, что хорошо звучит на разных языках и помещается на циферблате, другие утверждают, что это просто звучный и запоминающийся набор букв. Обе стороны правы: и звучит хорошо, и запоминается, и коротко. Возможно, именно на эти критерии и ориентировался Вильсдорф при выборе нового названия.

rolex

Вильсдорф с самого начала сосредотачивал свое внимание на продажах, маркетинге и качестве своего товара. Он твердо верил в то, что и наручные часы могут быть качественными. Он хотел, чтобы качество его часов не уступало карманным, а может, и превосходило их. Конечно, это было сложно: «зажечь» своих швейцарских партнеров, увлечь их скрупулезной работой над повышением качества, но с этой задачей Вильсдорф справился на «ура». Несколько лет он «жил» по маршруту Лондон — Биль, подталкивая партнеров к покорению новых высот. Наконец, его труды увенчались успехом: первым в мире  механизмом для наручных часов, которому был присвоен статус хронометра от швейцарской «School of Horology», стал механизм фабрики «Aegler», созданный специально для «Rolex». Эту высокую оценку и признание экспертов механизм получил в 1910 году. Четыре года спустя часы протестировали в экстремальных условиях, созданных в лондонской обсерватории «Kew». Часы не сбились с хода ни на секунду, несмотря на жуткие температурные условия.

Положительные результаты тестирования сказались на продажах самым благоприятным образом — часы «Rolex» стали пользоваться большой популярностью у покупателей и... военных. Первая мировая война указала на необходимость многих нововведений, в том числе — на то, что наручные часы более удобны в военных условиях, чем карманные. Офицеру при ведении боя просто некогда искать карманные часы. Так «Rolex» стали прототипом «командирских» часов и избавили все наручные часы от ярлыка «товаров для женщин».

«Rolex» для пловчихи

Война не прошла даром ни для одного государства, в том числе и для Англии. В 1919 году правительство Великобритании ввело высокие пошлины на импортные промышленные товары, стремясь поддержать национальную промышленность. Часы также облагались пошлиной, и Вильсдорфу не оставалось ничего другого, как переехать. Он покинул Лондон и поселился в швейцарской столице — Женеве. Неудивительно, что часы «Rolex», которые мы сегодня считаем истинно швейцарского качества, воспринимались самими швейцарцами как «чужие», пришедшие со стороны. Поэтому Вильсдорфу приходилось прикладывать двойные усилия в борьбе за «место под солнцем». Впрочем, были в переезде и плюсы: Вильсдорф теперь имел более широкие возможности для развития деловых отношений с «Aegler» и разработки новых моделей часов.
Часы «Rolex» хорошо зарекомендовали себя в военное время, однако существовала проблема, которая требовала своего разрешения: часы пропускали пыль и влагу. Корпус просто не мог быть герметичным, потому что идеальному закрытию его частей мешала заводная головка. Со временем это приводило к тому, что механизм давал сбой. Перед Вильсдорфом и его партнерами стояла новая задача: сделать часы водонепроницаемыми.

Инженеры «Aegler» решили эту задачу в 1926 году. Теперь заводная головка ввинчивалась в корпус после завода и не нарушала герметичность изделия. Первые водонепроницаемые часы получили говорящее название — «Oyster» («Устрица»).

И снова компания столкнулась с недоверием потребителей. Люди никак не могли поверить в то, что часы могут не пропускать воду. Продвинуть новую модель на рынке компании помог случай. Вильсдорф узнал, что англичанка Мерседес Гляйтце собирается переплыть пролив Ла-Манш. Лучшего способа доказать публике надежность часов и не придумаешь, и Вильсдорф не преминул воспользоваться этим шансом. 7 октября 1927 года он лично вручил пловчихе новенькие «Rolex Oyster» перед заплывом. 15 часов 15 минут часы находились в воде на руке спортсменки. Когда она вышла на берег Франции, часы продолжали идти так же, как и до погружения в воду, не сбившись ни на секунду.

Это стало лучшей презентацией и началом большой рекламной кампании часов. За 40 тысяч швейцарских франков Ганс Вильсдорф выкупил первую страницу лондонской «Daily Mail» и разместил на ней рекламную статью с описанием уникальных свойств часов. Впрочем, люди и так убедились в том, что «Rolex» отвечает за свои слова.

На этом работа над улучшением часов не закончилась. В 1931 году «Rolex» создал механизм с автоподзаводом, а с помощью головки владелец «Rolex» устанавливал время. Модель получила название «Rolex Oyster Perpetual». Модель была удобна, герметична и имела громкое имя. Вскоре «Rolex Oyster Perpetual» стали самыми популярными часами и сделали компанию лучшей среди поставщиков часов для экстремальных условий.

Не самые дорогие. Но самые лучшие

rolex«Rolex» всегда считался доступной маркой часов среди дорогих. «Rolex» — не самые дорогие часы, но самые известные и популярные. Они были доступны большинству обеспеченных людей и получили широкое распространение через сеть официальных дилеров. Их сразу узнавали по широкому круглому циферблату и фирменному рубчатому кольцу.

Ганса Вильсдорфа не стало в 1960 году. Он доверил свою компанию трастовому фонду, который представлял интересы его детей. Он позаботился о том, чтобы компания не перешла в руки посторонних людей: благодаря продуманной системе владения акциями, никто не может получить даже часть компании, не заручившись согласием всех владельцев. Кроме того, Вильсдорф ограничил власть владельцев над менеджерами. В его компании владельцы не могут каким-либо образом давить на менеджеров и принуждать их принимать быстрые решения, руководствуясь только соображениями получения прибыли. Поэтому менеджмент компании строится на долгосрочной стратегии.

Новый управляющий компанией был назначен только через два года. Им стал Андре Хайнигер, который работал в компании 12 лет и отлично знал ее основной принцип. А принцип у компании был прост: максимальное качество за максимальные деньги. И еще: создавать часы, которые не устареют с приходом новой моды. «Rolex» никогда не шли на поводу у модной индустрии. «Никакого авангарда, никаких причудливых циферок, никаких нетрадиционных форм корпуса, — говорил Андре Хайнигер. — Ничего такого, что через несколько десятилетий будет производить впечатление устаревшего». Что ж, для «Rolex» консервативность стала залогом успеха.

В компании бережно относятся к своему бренду. Подобно Ренцо Россо, владельцу бренда «Diesel», в «Rolex» не допускают перенасыщения рынка и создают искусственный дефицит, выпуская не больше 800 тысяч часов в год.  «Rolex» не делится своим именем с другими: корону «Rolex» не встретишь на очках, сумках, автомобилях или одежде. Они делают только часы, и ничего другого. И делают это лучше всех.

Комментарии (0)

    Реклама

    Великие предприниматели