Введите свой e-mail

Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

  • Вход

    Введите свой e-mail

    Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

Великие предприниматели

Ингвар Кампрад

Если во время путешествия по Европе Вам встретится необычный старик, более чем скромно или даже небрежно одетый, живущий в дешевой гостинице, вполне возможно, что Вы встретили одного из самых богатых людей в мире, основателя гиганта мебельной индустрии ИКЕА - Ингвара Кампрада.

Корреспондент: Из-за своей бережливости Вы вряд ли стали бы идеальным клиентом для IKEA…
Кампрад: IKEA даже поощряет бережливость. Если мы предоставляем 25-летнюю гарантию на наши товары, то мы должны учитывать, что замена товара покупателю потребуется только через четверть века.

ingvar kampradИнгвар Кампрад родился на юге Швеции в провинции Смоланд в 1926 году. Дух торговли жил в нем с самого раннего детства. Первые шаги в «бизнесе» молодой Кампрад совершил еще в школе. Ингвар перепродал пачку из ста коробок знаменитых шведских спичек, привезенную его дядей из Стокгольма, в несколько раз дороже своим одноклассникам. Потом были пасхальные открытки, выловленная им рыба, собранные в лесу ягоды. Следует сказать, что первым покупателем Кампрада стала его бабушка. Когда она умерла, в ее вещах нашли десятки карандашей, ластиков, точилок и коробок со спичками, купленных у внука. Она хранила их всю жизнь.

Деньги будущий предприниматель откладывал. И уже в 15 лет, добавив к накопленному капиталу деньги, выделенные отцом на учебу Ингвару, открыл собственную фирму, которая торговала всякой мелочью по каталогам. И только через два года (1943 г.) появилась IКЕА. В ее названии будущий миллиардер зашифровал заглавные буквы своего имени, фамилии, фермы, где он родился, и деревни, где вырос. В самой Швеции над торговой маркой IКЕА могут и пошутить: со шведского языка слово можно перевести как «временно нет в продаже».

Первое время новая компания не имела никакого отношения к мебели, она занималась почтовой рассылкой мелких товаров. Чтобы заманить будущих клиентов на свою презентацию, юный предприниматель пообещал каждому, кто придет на открытие магазина, кофе с булочкой. Каково же было его изумление, когда это скромное мероприятие собрало больше тысячи человек! Первая презентация в этот день чуть было не стала последней. Тем не менее, кофе с булочкой получили все. А идею быстрого питания прямо в магазине предприниматель запомнил. Прошло время, и каждый магазин IКЕА получил свой обязательный ресторан. Затем Кампрад приобрел старый завод, где стал выпускать дешевую мебель.

ikeaВторжение IКЕА на шведский мебельный рынок проходило болезненно. Так как такая торговая политика стала причиной бойкота, который в конце 50-х годов объявила Кампраду шведская национальная ассоциация продавцов мебели, возмущенная низкими ценами на продукцию IКЕА. Многие из национальных производителей перестали поставлять ему свою продукцию. В итоге будущий миллиардер предпринял необычный в то время для шведского бизнеса шаг: приобрел часть компонентов, необходимых для сборки мебели, «по дешевке» у польских поставщиков. Так «папа Ингвар», как его иногда называют сотрудники IКЕА, впервые осуществил будущую стратегию фирмы - размещать заказы на товар в тех странах, где это стоит дешевле. «Каждая крона - это крона», - часто повторяет своим подчиненным миллиардер.

Именно в это время случайно, как и многие гениальные открытия, родился ставший ноу-хау IКЕА метод продажи упакованной мебели в коробках в разобранном виде. Идея возникла тогда, когда продавцам пришлось отвинтить у стола ножки, чтобы запихнуть его в машину покупателя. «А зачем вообще эти ножки привинчивать?», - подумал Кампрад. И мебель стали продавать «в упаковке». Расходы компании стали меньше. Цена на вещи тоже упала. Кампрад создал то, что мы сегодня понимаем как «шведский стиль» — удобный, рациональный и недорогой выбор товаров для дома.

Позже возникла «идея ДОМА». Она стала, пожалуй, главной движущей силой IКЕА. Покупателю, проходящему через магазин, дана была уникальная возможность увидеть реальную обстановку дома или квартиры со всеми сопутствующими жилью хозяйственными мелочами. Он только должен был сделать выбор - остальное завершает продавец, который заказывает выбранные образцы у производителя. Знаменитые кресла «Рут» - первый «комплект» от IКЕА — вместе с набором из столика и торшера пошли на «ура». Это было почти культурной революцией.

Все действия Кампрада были направлены на поиски «золотой середины» — равновесия между ценой, которая дала бы возможность компании развиваться и не отпугивала покупателей, и качеством тех вещей, что продаются в IКЕА. «Золотая середина» стала действительно золотой — продажи и прибыль росли не по дням, а по часам.
Кампрад никогда не изобретал новые принципы торговли или производства. Его талантом стало умение улавливать витавшие в воздухе желания миллионов потребителей. В конце 1940-х Европа только начинала оправляться от войны. Из руин восстанавливались целые города, и покупка мебели стала главной темой разговоров.

Чуткий как флюгер Кампрад в 1947 году решает расширить ассортимент за счет посылочной торговли мебелью с помощью каталогов. Со временем это тривиальное решение стало настоящей находкой на уровне глобальной кампании. Сейчас фирменные каталоги регулярно получают жители многих городов мира, а их общий тираж по всему миру достигает 120 млн экземпляров в год.

И снова новая идея! В начале 1960-х годов Ингвар Кампрад побывал в Соединенных Штатах. Там как раз набирали обороты огромные магазины самообслуживания. И владелец собственной мебельной компании IKEA вдруг представил, как может выглядеть подобный мебельный супермаркет, где покупатели сами складывают товары в тележку и везут их к своим автомобилям. И уже в 1963 году в Стокгольме открылся «Kungens Kurva», первый подобный магазин IKEA. Легко монтируемые багажники на машины для их транспортировки продавались здесь же. Совершенно неожиданно для руководства компании магазин стал пользоваться дикой популярностью.

За день его посещало по 30 000 человек. Люди не помещались в торговом зале, а персонал не успевал выкладывать товар. Надо было срочно что-то решать. И тогда ошарашенный успехом Кампрад приказал открыть покупателям доступ на склад. Таким образом, в магазине стало больше торговых площадей и исчезла необходимость перемещать товар со склада. Опыт оказался столь удачным, что с тех пор такой формат торговли стал фирменным стилем IKEA.

Корреспондент: Ваш бизнес приносит хорошую прибыль?

Кампрад: Мы прежде всего берем на себя социальную ответственность. В этом году планируем создать 10 тыс. новых рабочих мест.

Но Кампрад не просто работал на потребителя, подстраиваясь под каждое его желание, он еще и был блестящим менеджером. Он стал для своих служащих живым примером того, что роскошь – привилегия людей глупых и бездарных. Подобно своему руководителю, сотрудники ИКЕА не стремятся щеголять по торговому залу в дорогом костюме при галстуке. И это не оттого, что Кампрад экономит на зарплатах своим подчиненным. Наоборот, известен даже случай, когда в один из сентябрьских дней 1999 года дневная прибыль всех магазинов IKEA была  поровну разделена между всеми сотрудниками.

Сегодня IKEA - крупнейший продавец мебели в мире, у компании 237 магазинов в 35 странах и регионах, а оборот за 2006 год составил 17,7 млрд евро. Деятельность компании до сих пор основана на продаже недорогой мебели, которую можно собрать самому.

Корреспондент: А для поездок вы по-прежнему покупаете самые дешевые билеты?

Кампрад: Почему бы и нет? Однажды в Германии меня должны были награждать как предпринимателя года. Я, как обычно, приехал на автобусе … Служба безопасности не хотела меня пускать в зал.

О феноменальном умении Кампрада экономить и по сей день ходят легенды. В командировках Кампрад живет в трехзвездочных отелях, за завтраком (особенно когда тот входит в стоимость проживания) наедается «до отвала», чтобы хватило до конца дня, а если все же приходится оплачивать питание из своего кармана, миллиардер ходит в дешевые ресторанчики и даже якобы покупает гамбургеры. Посещая во время командировок различные страны, он редко ездит на такси, предпочитая общественный транспорт, где, как объясняет друзьям, «можно узнать вкусы народа». При поездках на поезде Кампрад покупает билеты только во второй класс, сам носит багаж и приобретает на распродажах дешевую одежду. «Как я могу требовать бережливости от людей, которые на меня работают, если буду проводить время в роскоши и комфорте», - объясняет он.

Люди, близко знакомые с Ингваром Кампрадом, утверждают, что это блестящий маркетолог, умнейший человек, который никогда не ошибается. Хотя, как лукаво говорит сам Кампрад, он - недоучка. В 1945 году Кампрад стал выпускником высшей коммерческой школы в Гётеборге, и это стало его единственным профессиональным образованием.

Как-то Ингвар Кампрад провозгласил в IКЕА несколько принципов работы, которые стали настоящей бизнес-философией компании, ее идеологическим фундаментом. В Интернете можно найти не одну монографию, анализирующую эту идеологию. Авторы продают свои исследования опыта Ингвара Кампрада за приличные деньги (сам Кампрад делает это бесплатно.) Если выжать из этих трактатов воду, то суть сводится к следующему:

1. Не запрашивать слишком много — не будет хорошего спроса. Не просить слишком мало - всегда иметь возможность увеличивать ресурсы.

2. Не гнаться за мгновенной отдачей, рассчитывать, что результат должен прийти через длительное время.

3. Думать не о дивидендах, а об инвестициях. Прибыль — это не сладкая жизнь, а ресурсы.

4. Не боятся советоваться с коллегами и сотрудниками, но не уходить и от личной ответственности.

5. Самое оригинальное решение ничего не стоит, пока мы не знаем его цену. Дорогое решение - удел посредственности.

6. Порядок должен соблюдаться, но не превращаться в оковы. Преувеличение роли планирования — бюрократизм. Бюрократизм, как и безответственность, парализует.

7. Не делает ошибок тот, кто спит.

8. Счастье - не  достижение одной цели, а правильный путь.

Корреспондент: В свои 80 лет Вы продолжаете участвовать в деятельности компании. Зачем Вам нужен этот стресс?

Кампрад: Это позитивный стресс. Я стараюсь то положительное, что есть в одном месте, распространить повсюду..

Несколько лет назад Кампрад отошел от дел и передал управление своим сыновьям.

Однако сегодня, отойдя от дел, Кампрад может неожиданно устроить ревизию в любом из своих магазинов. Несмотря на возраст, он проверяет таким образом около 20 центров IКЕА в год. И, честно говоря, подобные приезды не воспринимаются сотрудниками как «к нам едет ревизор!» «Папу Ингвара» «семья IКЕА» ценит. «Это всегда весело, - рассказывает он о своих визитах в IKEA, - а работа всегда должна быть весельем для всех сотрудников. У каждого из нас только одна жизнь. Одна треть жизни - работа. Если нет желания работать и удовольствия, то она становится адом».

Корреспондент: Г-н Кампрад, весь мир пытается угадать размер Вашего состояния. Некоторые даже считают, что в 2006 году Вы были богатейшим человеком мира. Это правда?

Кампрад: …Это очень лестно.

P.S. По данным журнала «Bilanz», Кампрад - богатейший житель Швеции. Однако недавно он признался, что слухи о его личном состоянии преувеличены. «Это не имеет ничего общего с реальностью», - сообщил он. По его словам, IKEA принадлежит благотворительному фонду.

Как Они Сделали Это - IКЕА:

Комментарии (0)



    Великие предприниматели