Интернет-журнал о бизнесе
Интернет-журнал Про бизнес

Великие предприниматели

Росс Перо

Всегда получать то, что хочешь, ценой собственных усилий. Не позволять крови застаиваться. Упорно идти вперед к цели, даже если всем вокруг то, чем ты занимаешься, кажется сизифовым трудом. Это «три кита», на которых воздвиг свое имя Генри Росс Перо.

Его жизнь - на первых полосах таблоидов, история его успеха - во всех хрестоматиях Америки, а трогательная история о том, как он лично спасал своих подчиненных из тегеранского плена, которая легла в основу книги Кена Фоллетта «На крыльях орла», сделала его бестселлером.

Росс ПероРосс Перо - экстраординарная фигура даже в группе равных ему по положению людей, сделавших миллиард долларов или больше. Перо выделяется как предприниматель, филантроп, критик корпоративного бизнеса и участник политических кампаний, а еще – великолепный менеджер. Доказательство тому – премия  Уинстона Черчилля за успехи в управлении, полученная им из рук наследника британского трона Принца Чарльза лично в 1986 году. До него эту награду получали только двое: премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и американский государственный деятель Аверелл Гарриман. Но ни политические шаги Перо, ни его благотворительные акции не могли затмить его звёздные достижения в мире бизнеса, которые помогли ему скопить невероятный капитал - в таблице Forbes самых богатых  американцев 1985 года он уступал только Сэму Уолтону.

Однако ничего этого он бы не достиг, если бы не дух предпринимательства, зародившийся в нем еще в детстве. Перо родился в 1930 году в Тексаркэйне — городе, разрезанном посередине границей штатов Техас и Арканзас. История его бизнеса началась в то время, когда многие из его ровесников еще не слезли с деревянных пони. Получая от отца по доллару (плюс синяки и разбитый нос) за каждую объезженную лошадь, Перо почувствовал вкус денег и победы и принял решение заняться торговлей открытками, семенами и газетами.

К своим 12 годам он провёл первую крупную сделку. Перо предложил «Texarkana Gazette» оформить подписку на нее в чёрной трущобе под названием Новый Город, считавшейся довольно опасным местом, если ему позволят сохранить 70 процентов от стоимости подписки вместо общепринятых 30-ти. Полагая, что терять всё равно нечего, отдел распространения согласился на его условия. Вскоре он загребал уже 40 долларов в неделю. После средней школы Перо поступил в «Тексаркэйна джуниор колледж». В 1947 году его избрали президентом курса, но настоящей мечтой Росса была учёба в «Военно-морской академии США» в Аннаполисе. Но простому «оборванцу» из Техаса добиться этого было практически невозможно, для поступления требовалась рекомендация члена конгресса. Росс решил взять членов конгресса настойчивостью, он написал сотни писем в их адрес с просьбой о поступлении и спустя несколько лет все же добился желанного результата.

В Аннаполисе по успеваемости Перо смог быть только середнячком. Однако его энергичный характер и привлекательная внешность быстро обратили на себя внимание. Он превосходно умел вести дискуссию и возглавлял комитет, следивший за соблюдением Кодекса чести Академии. Помимо этого, благодаря присущему ему динамизму, Росса дважды избирали президентом курса (будущий начальник штаба ВМС, учившийся на том же курсе, должен был довольствоваться вице-президентством). После окончания Академии Перо вступил в ВМС, но это оказалось не самым идеальным полем действий для независимого техасца. «Система продвижения по службе и концепция ожидания своей очереди совершенно несовместимы с моим стремлением всем доказать, на что я способен», — сказал Перо позже, когда ушел из ВМС.

Познакомившись на флоте с примитивными компьютерами, Перо первоначально планировал наняться в «Texas Instruments» - маленькую компанию высоких технологий, расположенную в Далласе. Но незадолго до окончания срока службы в ВМФ он встретил одного из менеджеров IBM, убедившего его подать заявление о приёме на работу в коммерческий отдел. Окончив с отличием подготовительные курсы по торговле, Перо быстро начал приносить заказы по самым сложным клиентским счетам в далласском отделе продаж IBM. Глубоко изучая бизнес намеченной жертвы, Перо неизменно умудрялся представлять твёрдую аргументацию в пользу покупки или аренды клиентом универсальной ЭВМ.

Напористость и динамизам Перо дали должный эффект - за первые две недели января 1961 года Росс Перо сделал годовой план продаж! Вдохновившись успехом, Перо выступает с инициативой создания сервисной службы, но руководство компании щелкает его по носу, отказавшись даже рассматривать этот вопрос. Отчаянный Перо решает уйти из компании и открыть свой собственный бизнес, который бы не боялся вводить новшества и предоставлял покупателям именно то, что им действительно необходимо. В свой 32-й день рождения он зарегистрировал «Electronic Data Systems» (EDS), позаимствовав с банковского счета жены 1000 долларов на уплату регистрационного сбора.

Frito-LayВ момент рождения EDS, в 1962 году, сегмент услуг компьютерной промышленности (в отличие от производства и продажи самого оборудования) ограничивался простейшими процессами типа выставления счетов и расчёта заработной платы. Перо захотел решать более сложные задачи, включая инсталляцию систем и переход от ручной к автоматизированной обработке данных. После заключения контракта на разработку автоматизированной системы учёта продаж для производителя продуктов быстрого питания «Frito-Lay» молодая компания Перо начала быстро расти и вскоре стала прибыльной.

К 1967 году EDS первой предложила ещё одно совершенно новое направление бизнеса — управление компьютерными мощностями предприятий. Бригады Перо брали под опеку не справляющиеся со своими функциями вычислительные центры компаний (оборудование, персонал и всё остальное) и превращали их в эффективно работающие подразделения. В отличие от первоначальной деятельности EDS, заключавшейся в инсталляции систем, управление компьютерными мощностями привязывало клиентов к компании на длительное время. Ранее после успешной установки программ клиентом нередко принималось решение в дальнейшем самостоятельно справляться со всеми своими компьютерными проблемами.

Уже через пять лет после создания EDS Росс Перо стал самым богатым жителем Техаса. В 1968 году компания акционировалась, причем стоимость ее акций буквально за одну ночь взлетела с $16 до $160 за штуку, и журнал «Fortune» поместил фотографию Перо на обложку, сопроводив ее подписью: «Самый быстро разбогатевший техасец». Наряду с острым инстинктом получения прибыли ключевым компонентом в успехе Перо было его умение строить организацию. Он нанимал инициативных людей вроде себя и давал им возможность работать с минимумом бюрократических правил. У «Electronic Data Systems» был самый короткий в мире устав корпоративного поведения: «Делай то, что имеет смысл». В системе заработной платы компании большую роль играли фондовые опционы, что, в конечном счёте, привело к появлению в рядах EDS более сотни миллионеров. Служащие реагировали на этот стиль работы и финансовые стимулы с готовностью, давшей компании мощное конкурентное преимущество.

Самоотверженность инженерного и торгового персонала EDS частично объяснялась и харизмой Перо. Он всегда очень внимательно относился к своим подчиненным и считал, что именно те, кто находится рядом с ним, будут определять уровень его успеха. Поэтому свою команду он собирал кропотливо не один год. Ему нужны были только самые лучшие. «Орлы не летают стаями. Орлов приходится искать по одному», - любил говорить Перо. Найдя лучших, он не гнушался тратить недели или, если это было необходимо, месяцы для того, чтобы «заразить» их своим делом. Перо проявлял себя и в не столь заметной форме, помогая менеджерам преодолевать проблемы, связанные со здоровьем, а также показывая, как высоко он ценит выдержку супруг, вынужденных выносить длительное отсутствие своих мужей, занятых работой. Он мог запросто появиться в родильном доме, когда в семье EDS рождался ребёнок.

На свой 54-й день рождения, ровно через 22 года после создания «Electronic Data Systems», Перо получил от «General Motors» предложение о покупке его компании за 2,55 миллиарда долларов. Первоначально он рассматривал эту автомобилестроительную компанию как огромного нового клиента компьютерных услуг. В свою очередь,  председатель «General Motors» Роджер Смит рассчитывал, что приобретение агрессивной технологически продвинутой EDS оживит его более медленно движущуюся организацию.

Продажа EDS вернула Перо в бюрократическую среду, невыносимую для него на флоте и в IBM. С другой стороны, как директор и крупнейший акционер он видел возможность оживить GM и всю американскую автомобильную промышленность. Однако Перо и Смит с самого начала не ужились. Несмотря на заверения, что Перо сможет продолжать свободно управлять EDS, председатель GM сразу же попытался избавиться от существовавшего в этой компании плана фондовых опционов. Проблема, по словам Перо, состояла в том, что этот план позволял многим служащим EDS зарабатывать больше самого Смита. Кроме того, Перо возмущался программой огромных капитальных затрат GM. В одном из интервью он даже заявил журналистам: «Мы тратим миллиарды, чтобы создавать новые машины. Но это не полёт на Луну, это всего лишь автомобиль».

После такой публичной критики произошел окончательный разлад между Смитом и Перо и последний ушел из компании, заключив соглашение о неконкуренции. Но как только истекло это соглашение, он основал новую компанию компьютерных услуг — «Perot Systems», к ужасу руководства GM, начал переманивать сотрудников EDS, как когда-то приглашал людей из IBM.

Новое предприятие позволило миллиардеру доказать, что он всё ещё может встряхнуть финансовый мир, хотя со времени первоначального пуб-личного предложения EDS прошло тридцать лет. 1 февраля 1999 года цена акций «Perot Systems» для первичного публичного предложения была установлена на уровне 16 долларов за штуку.

Когда на следующий день начались торги, спрос оказался так велик, что руководство биржи дважды останавливало торговлю акциями, чтобы восстановить организованный рынок. К концу торговой сессии акции «Perot Systems» подскочили с 27,50 до 43.50 долларов за штуку. Никогда прежде бумаги, котируемые на Нью-Йоркской фондовой бирже как первоначальное публичное предложение, не удваивались в цене в первый же день торгов. Перо снова был на высоте, в который раз показав себе и всему миру, чего он стоит.

С самой своей первой сделки в «Texarkana Gazette» до того момента, когда он был признан одним из богатейших людей в мире, Росс Перо оставался тем же прямолинейным парнем, в 1949 году уехавшим из родного города в Аннаполис. Когда один репортёр спросил его, предпочитает он называться миллионером или миллиардером, Перо ответил: «Зовите меня Россом».

Будучи в 1992 году кандидатом на высший государственный пост в стране, он поклялся останавливаться на красный свет, чтобы президентский кортеж не создавал пробок на дорогах. Его личным средством транспорта в то время был семилетний «Олдсмобиль» 1985 года выпуска, который он приобрел во время работы в «General Motors» года, лично поторговавшись в автосалоне.

В настоящий момент Россу Перо 77 лет, но он до сих пор не сошел со сцены бизнес-сражений. Сегодня Перо занимает пост председателя правления «Perot Systems» и полон сил и решимос-ти для новых дел.

Комментарии (0)

    Реклама

    Великие предприниматели