Введите свой e-mail

Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

  • Вход

    Введите свой e-mail

    Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

Великие предприниматели

Томас Кук

Один из самых доходных видов бизнеса, с помощью которого богатеют не только фирмы, но и целые государства - туризм и все, с ним связанное: маршруты, билеты, гостиницы, путеводители, дорожные чеки, придумал один человек – английский предприниматель Томас Кук.

Томас КукАнгличанин Томас Кук не просто изобрел туризм и создал первую туристическую фирму. Его заслуга куда значительнее - миллионам людей, чья жизнь традиционно ограничивалась стенами дома да несколькими соседними улицами, он открыл красоту и разнообразие огромного мира. Ведь даже в «просвещенном» XIX веке, как его именовали современники, на путешествие, хотя бы краткое, обычно отваживались немногие. Если, конечно, их не толкала в путь острая необходимость.

Сын небогатого фермера Томас Кук родился в английской деревушке Мельбурн 22 ноября 1808 г. Уже в десять лет из-за смерти отца он начал работать садовником, потом недолгое время печатником, а впоследствии освоил ремесло краснодеревщика. В 18 лет он стал баптистским проповедником и одним из активистов местного общества трезвости.

Томас Кук был вполне благополучным человеком, ничем не выделяющимся среди других, таких же как он, англичан со средним достатком. Однако было в нем что-то, позволившее не просто следовать, как большинству, жизненным обстоятельствам, а суметь воспользоваться ими. 

В 1840 г. было открыто железнодорожное сообщение между Дерби и Рагби. Дымное и не слишком комфортное детище прогресса вызывало в публике восторг, восхищение, но никак не желание прокатиться на грохочущем чудовище. Это был своего рода экстрим, привлекающий немногих. Но Томас Кук сумел оценить и возможности нового скоростного транспорта, и нужду железнодорожных компаний в общественном признании. Он встретился с главой Midland Railway и убедил его предоставить скидку соратникам Кука по борьбе с пьянством в случае, если они наймут поезд. Состав был ему необходим, чтобы попасть на ежеквартальный съезд сторонников трезвости в Лафборо, в 12 милях от Лондона.

Воинствующим абстинентам идея Кука прокатиться на поезде понравилась. Тем более, что и сама поездка, и обещанные развлечения, и еда должны были обойтись не очень уж большую сумму — 1 шиллинг. 

5 июля 1841 г. под звуки оркестра и приветственные крики толпы 570 человек организованно отбыли в Лафборо. Эту дату можно, смело считать днем рождения туризма. В восторге от путешествия были и первые в мире туристы, и владельцы железнодорожной компании, которые получили отличную рекламу. Но больше всех был доволен Томас Кук, который, возможно, еще даже не прозревал открывающиеся перед ним возможности. В свой дневник он внес скромную запись: «Я имел честь возглавить первую публичную железнодорожную экскурсию в истории Англии».В 1866 г. первая туристическая группа из англичан, которую возглавил Джон Меисон Кук, побывала в Соединенных Штатах

От Ла –Манша  до Суэца

Консервативные судовладельцы не столь благоволили Куку в отличие от нуворишей делового мира — железнодорожных магнатов. На скидки для его клиентов, собравшихся в Европу, они не пошли. Но в результате получилось по пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: Кук, отказавшись от переправы через Ла-Манш, организовал многоэтапный маршрут, включавший остановки в Брюсселе, Кельне, Гейдельберге, Баден-Бадене, Страсбурге и Париже. Назад, в Лондон, туристы возвращались через Гавр или Дьеп.

Надо отдать должное Куку, его предусмотрительности, умению вникать даже в мелкие детали, прогнозировать самые разные ситуации. Он сам проехал весь маршрут, подписал контракты с перевозчиками, владельцами гостиниц, рестораторами, гидами. Выпустил подробные путеводители, содержавшие массу практических советов, как себя вести в чужой стране. И опять ошеломляющий успех.

В 1868 г. Томас Кук ввел систему гостиничных купонов, по которым можно было получить по фиксированной цене номер в отеле во всех крупных городах Британии
Свою благодарность за популяризацию парижской выставки ему выразил император Наполеон III.Спустя восемь лет Кук осваивает Швейцарию, а затем присоединяет к своей туристической империи и Италию.

В 1864 г. к Томасу присоединяется его сын Джон Мейсон. Под его руководством экспансия продолжается. Контора Thomas Cook & Son возит англичан в Новый Свет, а американцам предлагает поездки в Англию и в Европу. А затем наступает время Азии.

То, что Кук обратил внимание на Палестину, было вполне естественно. Всю жизнь он оставался ревностным христианином, и идея паломничества в Святую землю была ему, конечно, близка. Учитывал он и тот фактор, что о такой поездке мечтали миллионы католиков, православных, протестантов в Европе и в Америке. Первую группу «паломников Кука» из 60 человек сопровождали 77 вооруженных сотрудников фирмы и караван из 87 вьючных лошадей. Главное было обеспечить максимальный комфорт богомольцам. Кстати, уровень его оказался столь высок, что к Куку обратился наследник британской короны принц Уэльский с просьбой включить в следующий тур своих сыновей Альберта и Георга.

Премьер-министр Великобритании Гладстон увидел в туристической индустрии, которую так успешно выстраивал Томас Кук, мощный политический инструмент. С целью укрепления связей между метрополией и колониями он предложил Куку организовать для англичан поездки в Индию, а для богатых и влиятельных индусов — в Англию. Политический заказ был выполнен с блеском.

Более того, Кук стал возить индусов-мусульман в Мекку. Изобретенный им религиозный туризм стал процветать с первого года.

От Индии Томас Кук перешел к Египту. Это тоже была правительственная инициатива. Британцы обживали не только открытый в 1869 г. Суэцкий канал, но и Нил. Кук пустил по нему экскурсионные суда. Путешествие в Египет, включая стоимость билетов на пароходы и поезда, проживание в гостиницах, питание, экскурсии, услуги гидов, обходилось в зависимости от класса от 81 до 119 фунтов. Деньги большие, но отнюдь не сумасшедшие.

Первый кругосветный тур, который был организован Томасом Куком в 1872-1873 гг., длился 222 дня. За это время путешественники преодолели 25 тыс. миль. В 1991 году, в ознаменование очередной круглой даты, компания Кука организовала кругосветное путешествие. На этот раз для него потребовалось всего 34 дня.

Цены в конторе Кука, действительно, были умеренные. Как уже отмечалось, за высокими прибылями он не гнался. Комфортабельное путешествие вокруг света, по утверждению газеты Daily Express, можно было совершить за 183 фунта 18 шиллингов.
Кстати, когда Томас Кук умер в 1892 г., его личное состояние оценивалось всего в 2 497 фунтов стерлингов. Сын пережил отца лишь на семь лет. Дело перешло к внукам — Фрэнку Генри, Эрнесту Эдварду и Томасу Альберту.

Сегодня Thomas Cook & Son - крупнейшая и наиболее респектабельная на Британских островах туристическая компания. По своим экономическим показателям она — вторая в Европе и третья в мире. В Великобритании и во многих других странах насчитывается свыше тысячи ее агентств. На нее сейчас работает более 16 тыс. человек.

Причина успеха Thomas Cook & Son в том, что руководство компании, уловив новейшие экономические веяния века, сумело создать мощную вертикально интегрированную корпорацию, которая оказывает своим клиентам весь комплекс туристических услуг. Через сеть собственных агентств, колл-центров, систем Интернет-продаж и телевизионных «магазинов на диване» она предлагает им туры на любой вкус и в любую страну. Через свои обменные бюро компания обеспечивает путешественников необходимой валютой и дорожными чеками, в том числе и фирменными — Thomas Cook. Ее знаменитыми и, по общему признанию, самыми полными и точными путеводителями, ведущими историю еще с далекого 1855 г., пользуются миллионы искателей приключений. И, наконец, она обладает крупнейшим в Великобритании флотом чартерных воздушных кораблей, доставляющих туристов куда они только пожелают. Переиначив классическую фразу, можно сказать, что над империей Кука никогда не заходит солнце. В минувшем году Thomas Cook & Son отметила 165-летнюю годовщину первой туристической поездки. Она встретила юбилей на подъеме, сохранив славные традиции своего основателя и в то же время вдохнув в них современное звучание, безудержную фантазию и молодой предпринимательский азарт.

По данным Всемирной туристической организации, в прошлом году путешествия за границу в общей сложности совершили свыше 800 млн человек. Иными словами — каждый седьмой житель Земли. Посещение других стран стало для нас и праздником и одновременно совершенно привычным и рутинным делом. И все мы за это должны благодарить Томаса Кука, человека, придумавшего туризм.

Когда основатель туризма умер, его состояние оценивалось в 2497 фунтов — отличный  итог для человека, начавшего работать за 6 пенсов в неделю. Джон Мейсон Кук, продолживший дело отца, скончался через семь лет, оставив после себя имущество стоимостью 663 534 фунта.

Авиакомпания Thomas Cook

Что еще придумал Томас Кук
и его компания?

1. Ввел систему гостиничных купонов, по которым можно было получить определенный номер по фиксированной цене.

2. Путеводители – краткое руководство по ознакомлению с местом, где будут проводиться экскурсии.

3. В 1919 году впервые в истории туристического бизнеса именно туроператор компании «Thomas Cook» использовал авиацию для перевозки туристов.
Умер Томас Кук в возрасте 84 лет, передав свою компанию сыну. И поныне туристическая компания «Thomas Cook» – самая брендовая из всех брендовых туристических фирм.

А закончить хочется стихами, известными нам с детства.
Есть за границей контора Кука.
Если вас одолеет скука
И вы захотите увидеть мир –
Остров Таити, Париж и Памир,–

Кук для вас в одну минуту
На корабле приготовит каюту,
Или прикажет подать самолет,
Или верблюда за вами пришлет,

Даст вам комнату в лучшем
отеле,
Теплую ванну и завтрак в
постели.
Горы и недра,север и юг,
Пальмы и кедры покажет
вам Кук.

С. Маршак

Комментарии (0)



    Великие предприниматели