Интернет-журнал о бизнесе
Интернет-журнал Про бизнес

Великие предприниматели

Том Монаген

«Я намерен побеждать, выводить компанию на все новые рубежи и выигрывать соревнование», – писал Том Монаген в своей биографии «Тигр Пиццы» в 1986 году. Такая мотивация свойственна всем лидерам, отличившимся сверхдостижениями. Личности с менталитетом игроков видят бизнес как сражение, а предприниматели, щедро наделенные духом соревновательности, склонны относиться к рынку и конкурентам как к смертельным врагам. Таков был, в сущности, и Том Монаген.

Разносчик газет, священник, моряк…

Том Монаген родился 25 марта 1937 года в Анн Арбор, штат Мичиган. Смерть его отца четыре года спустя обрекла мальчика провести детство в приютах для сирот и детских воспитательных домах. Еще до школы он жил в разных семьях. Одной из них была очень строгая немецкая семья. В это время Том научился косить сено, доить коров, работал трактористом и разносчиком газет. После, в течение шести с половиной лет он жил в католическом приюте «Дом Св. Джозефа для мальчиков» в Мичигане. Время, проведенное в приюте Св. Джозефа, оказало наибольшее влияние на дальнейшую жизнь Тома, его будущую карьеру и успех.

В приюте он много читал, часами изучая в библиотеке биографии великих лидеров. Его поражали истории их жизни - восхождение из недр бедности до небывалых вершин, и он решил соперничать с ними. Стремление попасть в число избранных определило его страсть к соперничеству. Конкуренция стала его дорогой, а энергия и стремление вперед - средством достижения мечты. Участвуя в какой-либо детской игре, он был нацелен только на победу и был лучшим игроком. Это и стало его самоцелью.

Материальное положение приемной семьи Тома было катастрофично, и вскоре он оказался в государственном воспитательном доме. Это продолжалось до девятого класса, когда Том, устав от неопределенности, принял решение стать священником. Он поступил в семинарию «Гранд Рэпидс», но через шесть месяцев ему предложили покинуть ее, мотивировав это тем, что у него нет «призвания» быть священником. Позже он поступает в колледж «Феррис», но бросает его после первого же семестра. Однако он никогда не жалел, что остался без профессионального образования. Монаген до сих пор считает, что «формальное образование, безусловно, не является существенным, а порой даже препятствует созиданию».

В 1956 г. он был призван на службу в Морской Корпус, где, несомненно, получил хорошую школу. Том служил на Востоке и много мечтал о больших свершениях, читал биографии таких знаменитых и преуспевавших людей, как: Дейл Карнег, Френк Ллойд Райт, П.Т. Барнум и другие. Морской Корпус воспитал в нем дисциплину и стойкость - две основные черты, которые помогли ему добиться успеха.

Взлет, падение и выживание

В 1960 году Том делает первый шаг к осуществлению своей детской мечты. Вместе с братом он берет заем в 900 долларов и приобретает небольшую пиццерию «Dominick’s» в Ипсиланти (штат Мичиган). Убедить брата заняться этим делом он смог, лишь пообещав отдать ему в пользование на год свой автомобиль - «фольсваген битл». В 1965 году он переименовал свое предприятие в «Домино» и открыл три магазина возле учебных заведений. В это время ему пришлось выдержать два крупных сражения с конкурентами, которые чуть было не привели его к краху. Это вселило в него стойкость перед натиском невзгод. Угроза банкротства маячила перед ним и в 1966, когда один из его непорядочных партнеров обанкротился, оставив Тому кучу чеков. Одиннадцать часов Том пытался совладать с ситуацией, пока не нашелся человек, который за него поручился.

В апреле 1967 года появляется первый магазин во франчайзинговой сети Монагена. Но уже в1968 году катастрофический пожар практически полностью уничтожил его. Менее сильный человек наверняка бы отступился. Однако Монаген в 1969 году начал все сначала и, получив новый кредит, расширил сеть до 32 магазинов, которые были лишь первым этапом в задуманной им многоуровневой франчайзинговой программе. И снова его ждала полоса неудач. После расширения фирмы 1500 кредиторов, ссудивших ему 1,5 млн. долларов, практически одновременно подали на него в суд. Том и в этот раз не сломался, хотя, выдержав более 100 судебных разбирательств, остался практически без средств к существованию. Причины своих неудач он видел в недостатке опыта управления франчайзинговой сетью и магазинами.

Администрирование, финансирование, бюджетирование и организационная работа всегда были его слабыми сторонами, и к концу восемнадцатого месяца работы Том оказался с долгом в 1.5 млн. долларов. Эти просчеты фактически стоили ему контроля над «Домино». 1 мая 1970 года банк, который финансировал «Домино», взял компанию под свой контроль. Том остался президентом, но не имел властных полномочий. Его не отстранили совсем, потому что это был единственный человек, готовый работать на компанию, отдавая ей всего себя без остатка.

22 марта 1971 года банк решил, что у «Домино» нет будущего. Это означало, что фирма будет подвергнута процедуре банкротства. Монагену предложили вернуть его пай в капитале фирмы в обмен на владение магазинами «Домино». Но он поступил в высшей степени порядочно, дав обещание погасить все долги перед кредиторами, независимо от того, сколько времени это займет. Он нашел верный выход: собрал все чеки и амортизировал их в течение нескольких лет, выплачивая 2 процента в месяц по чекам, номиналом свыше 1000 долларов, и 4 процента по чекам, номиналом до 1000 долларов. Том вернул кредиторам все до последнего гроша, несмотря на то, что на это у него ушло девять долгих лет.

И снова неудача. В 1975 году «Амстар Домино Шугар» возбудил против Монагена дело, предъявляя права на использование торговой марки «Домино», и выиграл его. И вновь «Пиццу Домино» ожидало сомнительное будущее. Но Монаген был истинным борцом. Он подал апелляцию, и 10 апреля 1980 г., после пяти лет борьбы, Федеральный суд отменил первоначальное решение. Это событие знаменовало начало восхождения «Домино» на рынке пиццы.

13 часов в сутки 7 дней в неделю

Надо отдать должное железной воле и невероятной выдержке Тома. Работая на износ, он определил себе три выходных в году - День Благодарения, Рождество и Пасха - и следовал этому двадцать лет. Первые десять лет он работал по семь дней в неделю с 10.00 до 4.00 следующего утра. Он делал это за 125 долларов в неделю и за мечту. К 1970 он поднял себе зарплату до 200 долларов в неделю.

Но игра стоила свеч. Спустя время он добился заветной цели и стал миллионером. Теперь он мог возместить свое отрочество, в котором был лишен игрушек, делая невероятные приобретения. У него было три самолета, пять лодок, остров, два дома и 250 классических моделей автомобилей. Сейчас Монаген больше внимания уделяет духовной жизни и постепенно избавляется от большинства этих игрушек для взрослых.

«Войны за пиццу» продолжаются

Монаген создал самую крупную в мире фирму по доставке пиццы на дом, основанную на принципах простоты и эффективности. Он сделал ставку не на сэндвичи или какой-либо другой продукт, что вполне устроило бы управляющих его магазинов, оградив их от трудностей, связанных с необходимостью готовить лучшую пиццу, да к тому же в максимально короткий срок. Пицца на вынос была его бизнесом и полноправно принадлежала ему, начиная с первых контуров идеи. Его стратегия сработала, и статистика 1989 года показала, что отделения «Домино» производят более половины всей пиццы в Америке. Именно абсолютная гарантия доставки в течение тридцати минут вывела его в лидеры рынка. В начале 80-х у Монагена было пятьсот магазинов, а концу десятилетия - уже более пяти тысяч. Новаторский дух сделал его «королем пиццы», доставляемой на дом.
Неукротимый Том Монаген уцелел и выиграл «войны за пиццу». В 1993 году фирма «Домино» имела уже более 6000 магазинов, и ее совокупный годовой доход составил более трех млрд. долларов. В 1989 году Монаген решил было продать «Домино» и посвятить остаток жизни филантропии и лени. Но фирма не поддержала этого решения, и в середине 1991 года он объявил в средствах массовой информации, что возобновляет «войны за пиццу».

Том Монаген - прекрасный пример для любого, кто пытается создать новый бизнес или перенести иностранный опыт на национальную почву. Ему были присвоены шесть почетных докторских степеней и титул «Предприниматель года – 1984» (Гарвардская Школа Бизнеса). В том же году он получил самый почетный знак - Награду Горацио Альджер, которая дается личностям, воплощающим собой истинный предпринимательский дух. Монаген был достоин сравнения с Горацио Альджером и получил награду за свое упорство и взлет к вершинам американского бизнеса. Тогда же он был удостоен награды «Наполеон Хил». Бесхитростный подход Тома Монагена к бизнесу доказал, что ключ к успеху - это максимальная преданность делу. Он шел верным путем, ставя себе все новые цели и стремясь во всем достичь совершенства.

Главное – уметь мечтать

Когда фирме уже никто не бросает вызова, у нее очень мало шансов остаться динамичной. Наиболее успешными становятся фирмы, которые столкнулись с необходимостью интенсивно соревноваться, и далеко не так удачливы те, которых не затронула суровая конкуренция. Компании и люди явно совершенствуются в ходе конкуренции, поскольку она побуждает их покорять новые вершины. Монаген подтверждает это, объясняя причины длительного лидирования «Домино»: «Конкуренция делала нас упорнее, заставляла искать новые решения и предохраняла от благодушия и почивания на лаврах».

Монаген слишком близко принимал к сердцу несчастья, как в личной жизни, так и в бизнесе. Он выживал и каждый раз поднимался из глубин поражения на еще большие высоты. Монаген преодолел эти трудности и взошел на вершины успеха, став «королем пиццы», доставляемой на дом за полчаса. Он добился этого, несмотря на трудное детство, отсутствие финансовых ресурсов, и практически не имея формального образования. Все было против него, но он сумел добиться успеха. Том до сих пор является владельцем 97 процентов «Домино», которое сейчас представляет собой самую крупную в мире сеть предприятий по доставке пиццы на дом (500000 единиц ежедневных заказчиков). Он создал совершенный продукт и сервис, полностью удовлетворяющий запросам клиентов. Он сделал ставку на идею доставки домой горячей, вкусной пиццы, хотя его конкуренты утверждали, что проект экономически не выгоден и не стоит усилий.

Франчайзинговая система «Домино» также уникальна и, безусловно, является изобретением Монагена. Она имеет многоуровневую структуру, что создало Монагену много проблем с поступлением наличности в период становления фирмы. Угроза банкротства, преследовавшая его в эти годы, была напрямую связана с франчайзинговой многоуровневой системой. Многоуровневость - этот обоюдоострый меч предпринимателя - стоил ему многих кризисов, но в конечном итоге сделал его миллионером.

Он добился успеха, потому что с детства мечтал об этом, и вся его жизнь была нацелена на воплощение этой мечты в реальность.

Комментарии (0)

    Реклама

    Великие предприниматели