Азбука Интернета

Библиотеки нового поколения

Когда мы приходим в библиотеку в поисках нужной информации, то первое, что нам необходимо сделать – это найти в каталоге определенную книгу, где по нашим соображениям должна она содержаться. После – списать ее полное название, автора, шифр, а также год и место издания и отнести заполненный бланк библиотекарю.

Тот, ориентируясь на наши записи, должен принести (но бывает, что и не приносит) необходимую нам книгу. И, что еще обиднее, не всегда в этой книге мы находим нужную нам информацию. Гении виртуального пространства сочли этот процесс довольно муторным, и дабы упростить систему поиска информации, начали создавать так называемые «порталы».

Согласно определению, портал – это сайт, организованный как системное многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов. Другими словами, портал - это «электронная библиотека», разделенная на различные тематические отделы, способные включать в себя количественные и качественные данные, анализы, графики и так далее, обновление которых происходит в реальном времени. 

- Вертикальные порталы – узкоспециализированные, посвященные определенной тематике.

- Горизонтальные порталы - универсальные, обозревающие различную тематику.

- Потребительские порталы – это и есть поисковики. А одним словом, библиотеки, хранящие не конкретные данные, а лишь ссылки на различные сайты. Что-то вроде каталогов с прошифрованными карточками в обычных библиотеках. Такая организация позволяет находить практически любую информацию за пределами портала. Портал получается легким и маневренным, за счет чего может содержать различные сервисы. Здесь Вы можете найти свежие новости, прогноз погоды (с разбивкой не только по городам, но и по времени суток), биржевые сводки, в добавок ко всему большинство из них содержит бесплатные почтовые сервисы. 

Такое добродушие их создателей объясняется необходимостью привлечения широкого круга посетителей с целью обеспечения популярности среди рек-ламодателей. И это является для них вопросом жизненной необходимости, поскольку существуют такие порталы именно за счет рекламной деятельности.

- Торговые порталы – их основной задачей является объединение вокруг себя наибольшего количества поставщиков и покупателей определенных товаров/услуг, а также организация документооборота между ними. В народе их именуют интернет-магазинами.

- Корпоративные порталы – инструменты для организации единого информационного пространства внутри компании. Их появление обусловлено необходимостью обмена информацией между различными подразделениями крупных организаций, находящимися в разных городах и даже странах. Такие порталы определенно необходимы, к примеру, банкам в качестве централизованного хранилища информации о клиентах, торговым корпорациям, чтобы быть в курсе, в каких подразделениях какие виды товара имеются в наличии и так далее.

Кстати, первыми в этом списке появились потребительские порталы («Yahoo», «AltaVista» и другие в середине 90-х годов). Однако само слово «портал» впервые было употреблено только в 1998 году компанией «Merrill Lynch» при описании своего корпоративного информационного портала. Сегодня эта разновидность порталов в зарубежной прессе сокращено именуется «EIP».

Приходи к нему учиться – и французы, и кенийцы

ВикипедияВ мире существует великое множество порталов, но по-настоящему популярными из них являются единицы. Сегодня мы хотели бы рассказать о нескольких из них.

Когда мы встречаем в тексте незнакомое слово, то дабы узнать его значение, обращаемся к толковому словарю Ожегова или Даля, в крайнем случае – к словарю иностранных слов. Но они были написаны так давно, что многих современных слов в них просто-напросто нет и быть не может. Чтобы заполнить данный пробел в Интернете был создан виртуальный прототип толкового словаря, где новые слова появляются ежедневно. Так появилась «Википедия» (www.wikipedia.org) – по определению ее самой, «свободная общедоступная многоязычная универсальная энциклопедия, поддерживаемая некоммерческой организацией «Фонд Викимедиа». Название ее было образовано от слов «вики» (в переводе с гавайского – «быстро») и «энциклопедия». В основе портала лежит технология «вики», созданная американским программистом Ховардом Каннингемом.

Данный портал был запущен в январе 2001 года Джимми Уэйлсом и Ларри Сэнгером и на данный момент является самым крупным и наиболее популярным  справочником интернет-простарнства. Ее прародителем принято считать «Нупедию» – аналогичный проект, созданный теми же лицами, что и «Википедия», однако содержащий статьи лишь на английском языке, включать которые в словарь могли только ученые и академики. Такая ограниченность вскоре стала мешать развитию «Нупедии» и 15 января 2001 года на свет появляется «Википедия» - многоязычный проект, вносить изменения в материалы которого мог любой пользователь сети. В достаточно короткое время в ней появляются русский, немецкий, шведский, французский, итальянский, испанский, португальский, японский, арабский и венгерский и другие разделы (на сегодняшний день она содержит 264 языковых раздела).

«Википедия» - издание, безусловно, более обширное, чем любой толковый словарь, потому как здесь даются не просто определения слов в пару предложений. Здесь расположены целые статьи на заданное слово. Потому она считается самым полным из когда-либо созданных человечеством словарем. Она содержит 10 миллионов статей, написанных и переданных ей на безвозмездной основе добровольцами со всего мира. Притом каждая из них может быть исправлена в любую минуту. Право на это есть у каждого пользователя «Википедии», и для этого даже не нужно здесь регистрироваться. Единственное, что требуется учесть – закон об авторском праве, действующий в американском штате Флорида – месте, где расположены серверы этого словаря. И еще один момент: если соберетесь стать википедистом (автором одной или нескольких его статей), учтите, что каждый из них дает всем безотзывную лицензию на использование внесенного в словарь материала. 

Конечно же, такой серьезный проект, как «Википедия» не допускает публикацию всего, что вздумается. В целях борьбы с такого рода «вандализмом» публикуемые статьи добровольными борцами за «чистоту» энциклопедии проходят проверку на соответствие обозначенной тематике, на нейтральность (не предвзятость) точки зрения, на отсутствие внутри статей текстовой информации и изображений, защищенных авторским правом, на наличие в статьях ссылок на авторитетные источники, требующихся для подтверждения достоверности информации и так далее.

Помимо публикации статей «Википедия» также предоставляет возможность их обсуждения. Каждая статья имеет для этого специально отведенную для похвал и критики страницу. Удивительно, но при авторитетности и безусловной полезности этого портала доступ к нему неоднократно блокировался в Китае и Иране. Среди причин называют борьбу с влиянием Запада. Не смотря ни на что, данный портал сегодня входит в десятку самых популярных ресурсов Интернета.

Мы с тобой с одной школы – ты и я

Одноклассники.руЕсли же говорить о самых популярных порталах Рунета, то тут в последние годы, безусловно, одно из первых мест занимает социальная сеть www.odnoklassniki.ru. И это не просто слова – на сегодняшний день она концентрирует более 25 миллионов зарегистрированных анкет и 6 миллионов ежедневных посетителей, хотя запущен проект был не так давно – а именно, 4 марта 2006 года. Автор разработки – Альберт Попков, а первый зарегистрированный пользователь – автор логотипа этого портала Дмитрий Уткин. С самого своего рождения проект рос и развивался буквально как на дрожжах. Уже в декабре 2006-го года количество зарегистрированных на портале анкет перевалило за миллион. Спустя год – он был назван «массовым безумием» рунетчиков XXI века, а также взял звание лауреата Национальной Премии за вклад в развитие российского сегмента сети, в 2007 году – он получит эту премию второй раз. В конце этого же года появилась wap-версия «Одноклассников».

В отличие от «Википедии» «Одноклассники» рассчитаны лишь на русскоязычную аудиторию, разбросанную по всему миру. Не смотря на название портала, здесь находят друг друга не только одноклассники, но и одногруппники, однокурсники, коллеги, родственники, люди, отдыхающие вместе на курортах, и просто знакомые. Самый интересный итог появления данного ресурса – рост количества русскоязычных пользователей сети Интернет. Дело в том, что многие пришли во всемирную сеть только ради данного проекта. Если бы с таким же рвением пользователи регистрировали данные о своих доходах, счастью налоговиков не было бы предела.

Идея, заложенная в «Одноклассниках», пришлась по вкусу многим, и вскоре у портала появились прототипы, такие как «В контакте» и «Мой мир», но популярности первого до сих пор нет предела. 

Не витамины, но тоже полезно

В Интернете существует еще не мало, пусть не таких популярных, но определенно полезных порталов. Вот, к примеру, мало какому студенту не знаком портал www.bankreferatov.ru - самая большая коллекция рефератов Рунета, где сегодня хранится около 49 000 работ, написанных на 20 языках мира 15 000 студентов и школьников. Портал подразумевает поиск через поисковую строку, а также в ручную – по предметам, подачу объявлений, рассылку и многое другое. Сегодня существует немало подобных проектов (www.5ballov.ru, www.shpargalka.ru и многие другие), но большинство из них являются платными сервисами, в то время как «Банк рефератов» предоставляет свои ресурсы всем желающим совершенно бесплатно.   

Определенную популярность в Интернете имеют и узкоспециализированные сайты: книжные, спортивные, музыкальные. Есть в Интернете и ресурс, который, безусловно, будет интересен предпринимателям Казахстана, как площадка для поиска новых деловых партнеров и клиентов  – Справочный Портал Казахстана (АЛЛО.KZ).

Портал был выведен на просторы Интернета в ноябре 2006 года Рекламно-информационным агентством «SemStar», расположенным в городе Семей. Здесь была размещена обширная информация о деятельности коммерческих структур  крупнейших городов республики: Актау, Алматы, Астаны, Костаная, Караганды, Павлодара, Рудного, Семея, Темиртау, Усть-Каменогорска и Шымкента в сфере торговли, услуг и производства. Данные включали названия, телефоны и адреса организаций. В 2008 году для облегчения навигации по Порталу, обновился его дизайн. Теперь поиск информации на Портале значительно упростился, добавилось множество новых рубрик.

Сегодня Портал приобрел некоторую популярность у пользователей не только Казахстана, но и других стран мира: около 3000-4000 посещений в день. Информация, содержащаяся на Справочном Портале Казахстана постоянно обновляется. Притом участие в этом могут принять сами пользователи. Если данных о компании (находящейся в пределах обозначенных городов), представителем которой они являются, на Портале ими не было обнаружено, их можно отослать на официальный e-mail компании, и они обязательно будут опубликованы. Минимум информации (телефон, адрес и название организации) публикуется здесь абсолютно бесплатно.

Главная цель создания данного Портала – содействие развитию рынка товаров и услуг Казахстана, именно поэтому вся информация, содержащаяся здесь, предоставляется пользователям бесплатно.

Поделиться в соцсетях

Комментарии (0)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.