Введите свой e-mail

Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

  • Вход

    Введите свой e-mail

    Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

Великие предприниматели

Александр Изосимов

Трудно вообразить 8 468 километров, которые отделяют Якутск, родину Александра Изосимова, от Москвы? Расстояние от обычного мальчика из обычной советской семьи до генерального директора одной из крупнейших сотовых компаний Европы и мира представить себе, пожалуй, еще сложнее.

Мобильный пасечник «Вымпелкома» Александр Изосимов сделал «Билайн» самым дорогим отечественным брендом, окрасив всю нашу жизнь в черно-желтую полоску.

Александр ИзосимовАлександр Изосимов родился 10 января 1964 года. Родители Александра - ученые-геологи. В 1981 году окончил физико-математическую школу. В семнадцать лет он приехал из далекого Якутска покорять столицу, имея при себе дипломы лауреата всяческих олимпиад. После пяти лет учебы в Московском авиационном институте остался в аспирантуре. Случайно узнал об организации AIESEC, которая помогает студентам, обучающимся экономике и менеджменту, стажироваться за рубежом. Договорился о создании филиала этой организации в родном институте. Организовал студенческий обмен между МАИ и Израилем – а ведь тогда еще между нашими странами не было дипломатических отношений. Так впервые проявился его талант менеджера.

В AIESEC Изосимов часто ездил за границу, встречался с представителями западных компаний, узнавал много нового. Именно благодаря этим встречам он получил первые навыки линейного управления, научился определять цели, выстраивать стратегию их достижения, распределять кандидатов. Выбор пал на Александра Изосимова.

Он вернулся в Россию, сильно изменившуюся за годы его отсутствия. Ни о какой научной карьере уже не помышлял.

В начале 1990-х консалтинговая компания «McKinsey» проводила в России эксперимент. Хотели подобрать нескольких русских и испытать их на Западе. Конкурс был невероятный. Александр Изосимов оказался среди немногих счастливчиков и получил должность младшего консультанта в стокгольмском офисе компании. Кроме того, в 1995 году получил степень MBA бизнес-школы INSEAD.

В 1996 году международная корпорация «Mars» подыскивала талантливого и амбициозного менеджера с российскими корнями, который в перспективе был бы способен возглавить московское представительство. Хедхантеры прошерстили списки россиян, окончивших западные бизнес-школы, собрали информацию о русских, работавших в британских компаниях, провели интервью с сотней кандидатов.  Изосимов получил должность менеджера по планированию. Менеджером по планированию в «Mars» Изосимов проработал недолго. Через семь месяцев его назначили финансовым директором, а сразу после кризиса 1998 года – директором по продажам. Успешно преодолев последствия кризиса, когда потребительская способность россиян резко упала, Изосимов возглавил мос-ковский офис «Mars».

Конечно, не все шло гладко. Провалился проект по запуску конфет «Держава». «Mars» хотел выпускать недорогие развесные шоколадные конфеты. Но североамериканское законодательство, на которое ориентировался «Mars», требует, чтобы продукт был интактен, то есть, упаковка продукта должна гарантировать его неприкосновенность с момента производства до момента потребления. Из-за новой упаковки «Держава» попала не в тот сегмент рынка, куда целилась.
Изосимов запускает в России другой продукт – супы «Гурмания», уже с учетом допущенных ошибок. «Mars» не стал вступать в конкуренцию с дешевыми сухими супами, а создал премиальный сегмент готовых жидких супов. Компания открыла собственное производство в подмосковных Луховицах и с помощью агентства BBDO провела масштабную рекламную кампанию – такую, что бренд «Гурмания» в сознании потребителей закрепился практически синонимом всех готовых супов как таковых. В 2001-м Александр Изосимов входит в состав правления корпорации «Mars», занимая должность регионального президента по странам СНГ, Центральной Европы, Скандинавии, и переезжает в Стокгольм.

За годы, проведенные в «Mars», Изосимову не раз поступали интересные предложения о работе, которые он всякий раз отклонял. Например, Владимир Гусинский в свое время звал его финансовым директором в холдинг «Медиа-Мост». Хотя Гусинский озвучивал очень заманчивые условия, Изосимов отказался: данное предложение не соответствовало тому, как он видел себя в бизнес-среде. Да и карьеру как таковую он никогда не стремился делать. Принципиально важно ему лишь одно – интересно работать. Почему же он перешел из кондитерского бизнеса в телекоммуникационный? Да еще возглавил компанию с ворохом нерешенных проблем?

«Я всегда руководствовался логикой последовательного усиления своих конкурентных преимуществ, – говорит Александр. – Предложение от «Вымпелкома» означало для меня очередное изменение конкурентной среды, а значит, и новые возможности для развития личного бренда. Это был не только переход в новую индустрию, но и приобретение нового опыта – работы в публичной, а не частной, компании».

Это сейчас «Вымпелком» входит в «большую тройку» сотовых операторов страны. А тогда сорокалетний Изосимов принял в руки компанию, катастрофически теряющую своих абонентов. Проблем добавляли чиновники, никак не желавшие давать «Вымпелкому» лицензию на сотовую связь на Дальнем Востоке. А внутри компании углублялись разногласия между российскими и зарубежными акционерами.

Телекоммуникационный рынок пришел в недоумение от нового назначения. Как будет руководить высокотехнологичной компанией шоколадный маркетолог? Несколько месяцев Изосимов напряженно вникал в курс дела. А через полгода выступил с обращением к менеджерам компании, озаглавив его вопросом: «Что дальше?». В своем послании новый CEO определил «узкие места» бизнеса компании и предложил способы решения наиболее острых проблем.

Вскоре на общей встрече менеджеров коллегиально сформулировали программу конкретных действий. Тут-то рынок и акционеры испытали еще больший шок. Выводить компанию в лидеры сотового рынка России Александр Изосимов собрался не техническими средствами, а рекламными. Можно себе представить, чего ему стоило убедить менеджмент в необходимости этого шага. Сам Изосимов не сомневался: на рынке завязалась новая схватка за потребителя. Все больший вес приобретали эмоциональные факторы, уровень сервиса, уровень привязанности абонента к тому или иному бренду. Борьба за лояльность клиентов выходила на первый план. И Изосимов затеял масштабный ребрендинг.

В ночь на 4 апреля 2005 года каждый из более чем 12 тысяч сотрудников «Вымпелкома» получил от генерального директора письмо, в котором объяснялась суть грядущих перемен, для чего они нужны, их целесообразность. Каждому сотруднику объяснялась его роль в общем процессе. Это было стопроцентное попадание в цель.

Результат не заставил себя долго ждать. Уже через полгода зафиксировали заметный прирост процента «приверженцев бренда» – тех абонентов, которые готовы были рекомендовать услуги компании знакомым, близким, своему кругу общения. Тогда же впервые в России была проведена оценка брендов. «Билайн» признали брендом номер один: его оценили в $5 млрд. В 2005 г. выручка «Вымпелкома» выросла на 52% (у МТС - лишь на 29%), а капитализация - на 24% (у МТС - всего на 5%), доля МТС в общей выручке сотовой «большой тройки» сократилась с 44% до 38%, а «Вымпелкома» - выросла с 32% до 35%. Но безусловное признание успеха, как ни странно, пришло от главного конкурента – вслед за «Вымпелкомом» на полный ребрендинг решилась компания МТС.

Именно при Изосимове «Вымпелком» превратился из чисто российской компании в международную. «Вымпелком» при нем вышел еще в пять стран (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения и Грузия), а в 2008 г. - создал совместное предприятие во Вьетнаме и приобрел лицензию на сотовую связь в Камбодже. МТС работает помимо России в пяти странах. Правда, вклад этих пяти стран в выручку МТС (23% в III квартале 2008 г.) выше, чем вклад зарубежного бизнеса в доходы «Вымпелкома» (14,7% за тот же период).

«Вымпелком», возглавляемый Изосимовым, был сильным, интересным и полезным для рынка соперником, - говорит президент МТС Михаил Шамолин. - Конкуренция строилась на формировании инновационных бизнес-решений, выводе на рынок новых технологий и востребованных абонентами сервисов и не опускалась до примитивных ценовых войн. Именно такая - по-настоящему рыночная - конкуренция и позволяет двигать вперед отрасль с учетом интересов всех сторон, будь то абоненты, государство или сотовые операторы».

Вот только конфликт акционеров Александру Изосимову уладить не удалось. В какой-то момент он даже решил уйти из компании – не было возможности работать в таких условиях. «Для моего рабочего времени найдется гораздо лучшее применение», – в сердцах сказал он тогда. Еще бы! Все знают, что при Изосимове капитализация «Вымпелкома» на нью-йоркской фондовой бирже выросла в 33 раза. Изосимова уговорили остаться.

И он  решил превратить «Вымпелком» в универсального телекоммуникационного оператора номер один в России и странах СНГ. Один из шагов в этом направлении – приобретение компании «Golden Telecom», ведущего поставщика интегрированных телекоммуникационных и интернет-услуг в крупнейших населенных пунктах России и других стран СНГ. Удалось ли ему это? Шаг оказался более чем удачным.

В феврале 2009 года фамилия Изосимова была включена в первую сотню «кадрового резерва» президента Дмитрия Медведева. Однако сам он исключал для себя возможность развития карьеры политика или чиновника: «Неинтересно, да и российская политическая жизнь не возбуждает».

В апреле 2009 года Изосимов решает уйти из «Вымпелкома». Появляются новые перспективы. В октябре 2009 года компания «Altimo», управляющая телекоммуникационными активами «Альфа-групп», и норвежский концерн «Telenor» приняли решение создать новую компанию-оператора сотовой связи «Vimpelcom Ltd.», объединяющую принадлежащие им активы в «Вымпелкоме» и украинском операторе мобильной связи «Киевстар». В ноябре того же года президентом и главным исполнительным директором «Vimpelcom Ltd.» было решено назначить Изосимова. Отмечалось, что контракт с ним был подписан на два года, к обязанностям он приступил с 1 января 2010 года.

Профессионализм Александра Изосимова востребован как никогда. Он является независимым директором в ряде российских и иностранных компаний. Проводит мастер-классы на тему «Роль руководителя в управлении людьми и командами» в первой частной бизнес-школе «Сколково». Принимает участие в клубных встречах выпускников INSEAD. Он счастлив и в личной жизни – любимая жена, трое сыновей. Единственное, чего он опасается, – расслабиться, лишиться своей энергии, своего стержня. «Это случается, когда у тебя все хорошо, – объясняет он. – Со мной такое бывало. В институте первую сессию сдал на отлично, вторую, третью. На четвертую думаю: «А зачем работать? Все и так само собой катится». Не заметил, как пошли троечки. Но потом взял себя в руки. На очередном экзамене преподаватель полистал мою зачетку и спросил: «У Вас что, головокружение от успехов было?». Было. Больше не будет».

Поделиться в соцсетях

Комментарии (2)

  1. Татьяна 14 декабря 2014, 20:32 #
    Мы гордимся таким земляком! Недавно узнала. Хотелось бы узнать о нём побольше. Говорят, он выпускник знаменитой школы №8 г. Якутска.
    1. анна шумакова 14 декабря 2014, 20:32 #
      мне бы лично с эти директором пообщаться, пусть обьяснит как в его кампании воруют деньги


      Великие предприниматели