Введите свой e-mail

Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

  • Вход

    Введите свой e-mail

    Мы пришлём вам ссылку для входа на сайт

Великие предприниматели

Андрэ Ситроен

Блистательный предприниматель, - говорят о нем одни. Тщеславный сумасброд, не умевший считать деньги, - считают другие. И все это об одном человеке,
Андрэ Ситроене, создавшем одну из самых известных автомобильных марок в мире.

«Если замысел хорош, цена не имеет никакого значения».
Андрэ Ситроен.

Андре СитроенРодился Андре в богатой еврейской семье. Его отец, Леви Ситроен жил в Амстердаме и был совладельцем предприятий, занимавшихся обработкой и продажей драгоценных камней. Пос-ле женитьбы на дочери варшавского ювелира Мари Кляйн, Леви переехал в Париж. Андре, родившийся 5-го февраля 1878 года, был пятым, самым младшим ребенком в семье. На его детство пришелся крах семейного капитала, повлекший за собой смерть матери и самоубийство отца.

В те времена сын обычно продолжал дело отца. Но Андрэ торговля не привлекала. Цель в жизни возникла, когда ему исполнилось 12 лет. В тот год (1889 г.) в процессе подготовки к международной выставке, в Париже возвели Эйфелеву башню. Многим парижанам это сооружение не нравилось. Но Анри эта конструкция впечатлила настолько, что он твердо сказал себе: «буду - инженером». В 1889 году он поступил в Политехническую школу и после ее окончания начал работать в мастерских своих друзей - братьев Эстенов, где производились детали для паровозов.

1905 году Ситроен стал компаньоном Эстенов, вложив в дело все полученное от родителей наследство. Он наладил на заводе выпуск зубчатых колес (шестерен) - гораздо совершеннее тех, что делали конкуренты. Сконструировал их никому неизвестный польский механик-самоучка. А Ситроен вовремя разглядел, что новая технология очень перспективна, и купил патент на ее использование. Очень быстро шестерни стали пользоваться спросом на международном рынке - в Лондоне, Брюсселе и Москве, что приносило владельцам фирмы огромные прибыли.

В 1908 году Ситроена приглашают на должность директора крупнейшей французской автомобилестроительной компании «Автомобили Морс». До его прихода дела здесь шли неважно.

Ситроен развил бурную деятельность: привлек к работе свежие умы, модернизировал конструкцию выпускаемых автомобилей и предложил снизить цены на них. Успех пришел незамедлительно. Под его руководством продажи компании увеличились с 10 авто в месяц в 1909-м до 100 к 1914-му.

Но Ситроену этого мало. Он едет в Америку, чтобы изучить опыт конвейерной сборки автомобилей, впервые внедренной на заводах Генри Форда. Нечто подобное Ситроен намерен организовать в цехах «Морс». Но I Мировая Война перечеркивает планы предпринимателя.

В 1914 году его мобилизовали в артиллерийские войска. Но предприимчивость не оставила его и тут. Он сумел убедить начальство, а затем и министра в том, что срочно наладит выпуск остро не хватающих снарядов в огромных количествах: 50 тыс. в день! У него был рецепт - фордовский конвейер. Получив кредиты, он спешно построил на бывших огородах (!) улицы Javel новый завод, для которого закупил американское оборудование. Производство началось через несколько месяцев от начала строительства, когда еще корпуса достраивались и не было крыш.
Фронт получает нужные боеприпасы. А предприниматель использует любую возможность, чтобы сэкономить время, которое уходит на различные заводские операции, начиная с организации питания персонала. Обед проходит в несколько смен в огромной столовой площадью 3000 кв. м, где установлены десять рядов столиков. Меню одно для всех - от рабочего до инженера. На прием пищи отводится 30 минут. И при этом каждой смене присвоен свой цвет, который сигнализирует о ее начале: на столах меняются одноцветные скатерти и салфетки, а обедающие и официантки надевают одноцветные повязки.

А процесс выдачи зарплаты? На всех предприятиях того времени это происходило так. Кассиры обходили рабочих и прямо у станков выдавали им деньги. На все уходило несколько часов. Ситроен смог усовершенствовать и этот процесс. На его заводах выплаты персоналу делались в нерабочее время.

Но и это еще не все. На предприятиях Ситроена, помимо рабочей столовой и магазинов, были организованы комнаты для кормления грудных детей, дневные ясли, прачечная, кухня, поликлиника. Рабочим завода даже бесплатно оказывалась зубоврачебная помощь. Но не просто из благотворительности. «Зубная боль нарушает ритм работы и снижает производительность труда», - откровенно объяснял Ситроен причины, по которым он заботился о своих рабочих.

Еще в разгар боевых действий Андрэ Ситроен заказал инженерам чертежи автомобиля, который впоследствии получил его имя. Теперь, когда смолкли пушки, у него было все, чтобы организовать и развернуть собственное автомобильное производство: опыт, высококвалифицированная команда, производственные помещения, где раньше выпускались снаряды, и огромные финансовые средства, заработанные на военных заказах. В 1919 году появляется первое авто, украшенное фирменным знаком компании Ситроена - двойным шевроном.

Первая модель «Ситроена» получилась неплохой и востребованной. Но время шло, на мировом рынке появлялись автомобили новых марок. «Ситроены» по-прежнему в практическом смысле устраивали покупателей, но внешне, по выражению французов, «Сену не зажигали». Чтобы обойти конкурентов, Андре Ситроен поручает разработку дизайна никому тогда еще неизвестному молодому итальянцу-дизайнеру Фламинио Бертони. Бертони создает «бестселлер», выпускавшийся более 20 лет - обтекаемую каплю, прекрасно смотревшуюся на фоне угловатых, рубленых кузовов. Эта модель получает название - «Ситроен Траксьон Аван». К концу 20-х годов предприятия Ситроена занимают первое место в Европе по объему продукции.Постепенно модельный ряд расширился, и за первые десять лет работы компания увеличила выпуск машин почти в 50 раз.

В 1923 году предприниматель снова пересек Атлантику и посетил крупнейшие американские заводы. Из поездки он привез массу новых идей. Ситроен закупает импортные технологии, дробит производственный процесс на мелкие операции и заменяет дорогой ручной труд быстро окупаемыми поточными линиями. Первым из французских автомобилестроителей, по привычке использовавших для изготовления кузова дерево, он приобрел лицензию на производство цельнометаллического кузова. Это позволило удешевить производство и повысить надежность машин Ситроена.

Важнейшей составляющей системы управления Ситроена было постоянное обсуждение спорных вопросов со всеми работниками, независимо от их статуса. «Чтобы избежать конфликтов, хозяин должен поддерживать постоянные контакты с рабочими. Но встречи должны проходить не в огромных залах... При большом скоплении народа вряд ли может иметь место подлинный обмен мнениями», - утверждал Ситроен.

На своих заводах он регулярно организует профессиональную учебу: курсы повышения квалификации для рабочих и семинары для инженеров. В 1925 году Ситроеном было выпущено более 60 тыс. машин, а в 1929 - почти 100 тыс. Такие высокие результаты позволили Ситроену выйти на первое место по объемам производства во Франции, а затем и в Европе. Но произвести товар - это еще не все. Его еще нужно продать. И, чтобы привлечь будущих потребителей, Ситроен разработал грандиозную систему рекламы своих машин и своего имени, ставшего автомобильной маркой.

Чтобы фирменный знак заводов Ситроена постоянно был перед глазами водителей, по всей Франции были установлены указатели и дорожные знаки, увенчанные «двойным шевроном». Ради привлечения потенциальных клиентов устраивались так называемые «рекламные пробеги» по отдаленным районам Франции. По пути следования автомобилей специалисты компании рассказывали через громкоговорители об особенностях той или иной модели «Ситроена». Слова подкреплялись броскими афишами, плакатами, занимательными викторинами и лотереями, которые организовывались во время стоянок. В результате от 3% до 15% посетителей выставок «на колесах» уезжали домой на собственных авто.

В марте 1935 года предпринимателя не стало…Но его корпорация процветает и по сей день, а имя - увековечено в его детище – известном на весь мир автомобильном бренде.

машина ситроен

Поделиться в соцсетях

Комментарии (0)



    Великие предприниматели